Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...

Ненецкий род

Ненецкий родТермин «род» в применении к ненцам Березовского уезда впервые встречается в русских ясачных книгах XVII века. Характерно, что в отношении других народностей Северо-Западной Сибири (хантов, манси, сибирских татар) этот термин не применялся. Этот же термин содержится в документах конца XVII — начала XVIII в., относящихся к Европейскому Северу (Годовые книги по Новгороду Великому и др.). Таким образом, род (нен. еркар) был той основной общественной единицей у ненцев, которую русские обнаружили при знакомстве с этой народностью» Слово еркар встречается в ненецком фольклоре. Обычным являлся вопрос незнакомому человеку: «Еркарар намгэ?» («Какого ты рода?»)
 
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение от реального или мифологического предка. Счет родства может вестись по мужской линии (отцовский род) и по женской (материнский род).
 
О существовании у ненцев родовой организации упоминается у авторов XVIII в. — И. Лепехина, П.С. Палласа, И. Георги. Более подробные сведения сообщают путешественники и исследователи XIX — начала XX в. — архимандрит Вениамин, В. Иславин, Н. Абрамов, А. Шренк, МА. Кастрен, Б. Житков и др.
 
Имеются специальные работы, касающиеся общественного строя ненцев, ГД. Вербова, М.М. Броднева, Б.0. Долгих, Н.А. Свешникова, В.И. Васильева. Однако, как мы увидим из последующего изложения, еще многие вопросы, связанные с общественными отношениями у ненцев, остаются недостаточно изученными и ждут исследователей. Настоящая глава лишь подводит итоги тому, что известно в этой области.
 
 Ко времени присоединения Сибири к Русскому государству (конец XVI — XVII в.) родовой строй у ненцев находился уже в стадии разложения, однако, многие пережитки его сохранялись вплоть до Октябрьской социалистической революции и позднее.
 
Ненецкий род, на основании имеющихся материалов, можно охарактеризовать следующими чертами:
1. Брак внутри рода был запрещен, т.е. род был экзогамен.
2. Счет родства велся по мужской линии: дети принадлежали к роду отца и принимали соответствующее имя. Брак у ненцев был патрилокальным, т.е. жена переходила жить к мужу.
3. Каждый род имел:
а) свое имя;
б) особую территорию (существовала родовая собственность на рыболовные, охотничьи и частично пастбищные угодья);
 в) родовые жертвенные места и кладбища.
4. Существовали коллективные способы производства и распределения (коллективная охота на диких оленей, песцов, гусей и распределение добычи при этом).
5. Практиковалась взаимопомощь внутри рода. Имели место бытовые производственные объединения по совместному вылову рыбы и выпасу оленей.
6. Род имел фонд личных имен, пользоваться которым мог он один.
7. Существовал левират.
8. Старики пользовались значительным авторитетом среди сородичей. По свидетельству А.А. Попова, у восточной группы ненцев-юраков сохранялись следы родовой мести.
 
 Кроме того, у ненцев имелись следы племенного и фратриального деления.
 
Род определял общественную, семейную и религиозную жизнь своих членов. Он был также военной единицей при столкновениях с соседними племенами и народами.
 
Ненецкий отцовский род, видимо, никогда не был экономической единицей. Как упоминалось, у нас не сохранилось сведений, чтобы когда-либо основное богатство ненцев — олени — принадлежали всему роду. Так же обстояло дело с другими орудиями и средствами производства. Экономической единицей, как мы увидим из последующего изложения, была семья, которая в силу экзогамии состояла из представителей разных родов.
 
Большое значение в хозяйственном отношении имело объединение нескольких семей, связанных по мужской линии родственными узами и кочевавших на одной территории, которое в ненецком языке обозначается словом нрсы (в зап. говорах — эсы) — стойбище. В имевших у ненцев место коллективных способах производства и распределения (коллективная охота на диких оленей, песцов, гусей, объединения по совместному выпасу оленей и вылову рыбы) принимали участие обычно члены одного стойбища.
 
Помимо терминов еркар и нрсы у ненцев существует еще термин, обозначающий группу людей — тэнз (тыемс). Сейчас он в отдельных районах (на полуострове Канин, в Малоземельской тун-Дре) иногда употребляется вместо русского слова «фамилия», наряду со словом еркар, которое теперь часто имеет то же значение. В прошлом, однако, эти слова обозначали, видимо, совершенно разные понятия.
 
Следует отметить, что в дореволюционной литературе имела место значительная путаница в терминологии. Термины «род», «ватага», «племя» употреблялись часто один вместо другого, иногда один из них противопоставлялся другому или включал его. «В брачных союзах строго соблюдался закон не жениться на девушке одного племени». «Здешние самоеды разделяются на «каменных» и «низовых» и каждые опять подразделяются на свои роды или ватаги». «Многочисленные роды — как, например, Окотэтта или Вануйта — разделяются на несколько ватаг...». А. Шренк, сообщая о делении ненцев на три племени и приводя названия родов в двух из них, говорит о запрещении мужчине жениться на женщине одного племени (а не рода!).
18 фев 2008, 13:05
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.