Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Политика СССР по организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера


Политика СССР по организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера

Политика СССР по организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера10 декабря 1930 года Президиум ВЦИК принял постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера», по которому в Уральской области на Обском Севере создавалось два национальных округа: Ямальский (Ненецкий) и Остяко-Вогульский (с 1940 г. — Ханты-Мансийский). В Ямало-Ненецком округе было проведено районирование и образованы Надымский, Тазовский, Приуральский, Пуровский, Ямальский районы.Одновременно с образованием округов менялась и система местных Советов: родовые, юртовые Советы заменялись территориальными.
 
Поиски более рациональных форм самоуправления и государственного управления для народов Обского севера завершились созданием национальных округов, при этом образовалась промежуточная ступень в административной системе управления огромными территориями, которые предстояло освоить.
 
Родовые Советы, созданные на Обском севере в 20-е годы, способствовали советизации севера, в то же время ненцы, ханты, манси рассматривали их как органы власти, защищающие интересы северян. До начала 30-х годов Советы, созданные по родовому принципу, не успели еще в полной мере развернуть свою работу, а их уже ожидала новая реорганизация, так как социалистическому строительству, которое разворачивалось на Севере, такие Советы были не нужны. По всей стране местные органы власти в 20-е годы все активнее формировались по классовому признаку. На такой основе было решено сформировать Советы и на Севере. Областные, окружные органы власти и Тобольский Комитет Севера не только поддержали эту идею, но и принялись активно внедрять ее в жизнь.
 
Одним из существенных моментов создания новых органов власти была опора на беднейшие слои населения. В 1932 г. в состав местных Советов в округе было избрано 333 человека, в том числе 196 ненцев, 56 хантов, 32 зырян, 43 русских. По социальному составу бедняков среди депутатов бьшо 221, батраков - 8, рабочих - 29. Окружной исполком постоянно контролировал состав Советов всех уровней. Так, были отменены выборы в Товпогольский национальный Совет и Пуровский районный Совет на том основании, что в их состав не были избраны середняки. Число Советов значительно увеличилось, и это приближало органы власти к населению. Учитывая особые условия работы на севере, ВЦИК и СНК РСФСР в апреле 1931 г. приняли решение о создании в районах проживания кочевого или полукочевого населения кочевых Советов. В Ямало-Ненецком округе кочевыми Советами являлись Шучьереченский, Малоямальский, Надымский, Ярсалинский, Новопортовский. Нейтинский, Тамбейский, Теутейский, Тазовский. Организация национальных и кочевых Советов продолжилась и в последующие годы.
 
Становление новой системы местной власти на севере совпало с обобществлением промыслового хозяйства, созданием государственного сектора в оленеводстве, ликвидацией кулачества, коренной ломкой быта и традиции северных народов. Решение этих задач возлагалось на новые органы административной власти, послушно выполняющие решения свыше.
 
Выборам новых Советов предшествовала большая подготовительная работа. Партийные и советские работники проводили многочисленные собрания, разъезжали по чумам, где разъясняли значение образования национального округа, объясняли особенности выборов в новые Советы. В течение 1931-1932 гг. в Ямало-Ненецком округе было создано 4 райисполкома и 11 национальных Советов.
 
Новое реформирование власти сопровождалось лишением избирательных прав, жестким проведением заготовок пушнины, оленей, рыбы, конфискацией имущества, арестами зажиточных оленеводов и шаманов. Формирование и начало деятельности новых Советов в округе вызвали не только активное участие в органах власти беднейшего населения тундры, но и постепенно возрастающее сопротивление мероприятиям советской власти зажиточных оленеводов.
 
Органы местной власти на Севере должны были соответствовать предстоящим задачам социалистического строительства, в их состав не должны были попасть те, кто может сопротивляться переустройству Севера, поэтому в округе вели не только учет избирателей, но и выявляли лиц, подлежащих лишению избирательных прав. В 1931-1932 гг. таких граждан было учтено в округе 488 человек, из них имеющих батраков и живущих на нетрудовой доход 100, частных торговцев и посредников - 18, бывших агентов полиции и участников контрреволюции и бандитизма - 27, служителей религиозных культов -44, осужденных судом -12, умалишенных - 3. Вместе с главами семей лишались избирательных прав родители, жены и совершеннолетние дети. В список «лишенцев» попали 294 ненца, 9 хантов, 185 русских и зырян.
 
Лишение избирательных прав происходило на основании постановления бедняцкого собрания и решения национального Совета. Основания для попадания в категорию «лишенцев» могли быть разные, но в основном в документах указывалось кратко «шаман», «держал батраков», «кулак». В 1934-35 гг. в Ямальском районе лишенцев было 228 человек, в Пуровском - 115, в Тазовском - 67. Такого количества шаманов и зажиточных оленеводов в этих районах, конечно, не было. Огромное число лишенных избирательных прав объяснялось тем, что в список включались все члены семьи. Так в семье Тыйти Вэлло из Пуровского района были лишены избирательных прав 2 жены (60 и 35 лет), сын (35 лет), сноха (35 лет), дочери (18 и 20 лет). Оленевод Неркуда Айваседа был лишен избирательных прав за то, что держал двух батраков и давал кредиты для нуждающихся, вместе с ними лишались гражданских прав его жены и дети. И таких семей были сотни по Ямало-Ненецкому округу. Такое же положение было и в других районах страны.
18 фев 2008, 10:55
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.