Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Две версии "Мандалы"

Две версии "Мандалы"

Две версии "Мандалы" Существуют две версии относительно того, что произошло в тундре в декабре 1943 года. Первая версия официальная. Она возникла по горячим следам и явно с подачи УНКГБ по Омской области. Эта версия была изложена следующим образом. Официальные документы не скрывают того факта, что к декабрю 1943 года недовольство ненцев дошло до озлобления. В них правдиво были показаны причины, приведшие к такому положению. О них мы говорили в первой главе. Сам ход событий явно фальсифицирован, и события представлены как восстание, которым руководила контрреволюционная организация "Мандала" (более нелепую формулировку трудно было придумать).
 
Этой мифической организацией руководили, якобы, работники гидрографической экспедиции Архангельского управления Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) во главе с ее начальником Н.В. Плюс-ниным, который был объявлен резидентом германских разведорганов, по заданию которых он и действовал. Организация была задумана для руководства повстанческим населением Тамбеискои и Щучьереченской тундры. Участники повстанческой организации "мандала" будто бы были разбиты на воинские подразделения, вооружены большим количеством гладкоствольного и нарезного оружия. Руководили ими и исполняли приказы Н.В. Плюснина местные кулаки и шаманы. Совместными усилиями они подняли "манда-лу" (восстание) коренного населения, жившего на побережье Карского моря.
 
Ход восстания был представлен так: в конце 1943 года повстанцы арестовали несколько советских работников из ненцев, объявили колхозы распущенными, поделили между собой колхозных оленей. Заставляли население под угрозой оружия идти на восстание. На предложение опергруппы, состоявшей из роты солдат, прибыв иих на нескольких самолетах из Омска и Салехарда в Тамбей, уладить все мирным путем, восставшие открыли огонь. Только после длительной работы среди населения главари при помощи населения были доставлены в Тамбей и арестованы НКВД.
 
Так представил события I-й секретарь Ямало-Ненецкого окружкома П.И. Гулин в докладной записке в ЦК ВКП(б) в июле 1944 года. Интересно заметить, что П.И. Гулин был в составе опергруппы пресекавшей "восстание" и все видел своими глазами. Тем не менее, описывая события, он лгал. Это выяснилось в сентябре 1947 г., когда Особое совещание МГБ СССР осудило организаторов мистификации. Об этом мы расскажем со слов А.А. Петрушина - автора статьи "Мандала-43" (В "Ямальском меридиане" №1 за 1997 год эта статья дана в изложении).
 
Инициатором мистификации был начальник Ямальского райотдела МГБ А.М. Медведев. Он родился в бедной крестьянской семье и до призыва в РККА в 1929 г. работал на рыбном промысле. Через 2 года вернулся домой в Тобольск и устроился в окротдел ОГПУ фельдъегерем, в 1937 г. выслужился до оперуполномоченного. Проявил рвение в ликвидации "врагов народа" и получил повышение: стал начальником Ямальского райотдела. Две страсти безраздельно владели крестьянским сыном, выбившимся "из грязи в князи" - маниакальная бдительность и желание любым путем добиться благосклонности начальства. С помощью провокатора из ненцев Езанги Манса ему удалось "разоблачить" две контрреволюционные повстанческие организации в Ямальском районе в 1941 и 1942 годах. Первую группу Езанги Мане "заложил" в конце 1941 года. Тогда он пожаловался А.М. Медведеву на Салиндера Тявака, забравшего за долги его оленей и чум. Ямальский начальник МГБ спросил Е. Манса о других ненцах, имевших много оленей, тот назвал еще семерых. Всех их увезли сначала в Тамбей, потом в Салехард. "Повстанцы" исчезли, а провокатору достались их олени. Вскоре он стал председателем колхоза "Красный октябрь".
 
Необходимо отметить, что А.М. Медведеву, также как и окружному, и районному руководству было известно о безобразиях, творимых в тундре мелкими "русскими начальниками". Знали они и о том, что недовольство ненцев растет. Вот это недовольство и решил использовать А.М. Медведев, сотрудник райотдела НКГБ Зяблов, старший ветврач района П.А. Шуткин (его взяли в качестве переводчика), секретарь Ямальского райкома ВКП(б) А.Ф. Филиппов по указанию П.И. Гулина вылетели из Яр-Сале в Тамбей для выяснения обстановки в тундре. А.Ф. Филиппов, свободно владевший ненецким языком, на следствии показал, что обстановка была неблагоприятная, ненцы были недовольны, озлоблены, однако никаких подтверждений о готовившемся восстании он не получил. Это не помешало А.Ф. Филиппову в 1944 г. присоединиться к общему хору тех, кто клеймил "восставших".
 
П.А. Шуткин рассказал следователю, что в первых числах сентября 1943 г. он присутствовал во время встречи в школе Тамбея Езанги Манса и А.М. Медведева в качестве переводчика. Медведев предложил Е. Мансу отправиться в чумы Венго Селе и Яптика Сатока, выяснить их настроение и пригласить их в "мандалу", и, если они согласятся, то объехать с ними стойбища колхозников от пролива Малыгина через реки Пяседай, Теутей до Нейтинских озер и призвать их путем антисоветской агитации в "мандалу". Все услышанное П.А. Шуткин хранил в тайне вплоть до сентября 1947 года.
 
Е. Мансу легко удалось уговорить Венго Селе (его отца репрессировали в 1937 г.) и Яптико Сатоко поделить колхозных оленей. Уговаривая других, Е. Мане обманывал и угрожал. Так, приехав в ноябре 1943 года в чум Вануйто Ныда, стоявший в 150 км от Тамбея, он стал агитировать хозяина идти в "мандалу". В. Ныд спросил: "Зачем? Ненцам она не нужна".
 
Гость мотивировал такую необходимость тем, что русские постановили судить всех плохо работающих колхозников, а осужденных будут подвешивать за ноги к столбу,обливать керосином и жечь. В. Ныда ответил на это, что надо хорошо работать, и тогда никакого суда не будет. Договориться с другими ненцами не удалось. Не помогли ни вырезанная на палке "тамга" - символ "ман-далы", ни обман, ни угрозы. Недовольство и озлобление ненцев не выходили за рамки разговоров, к решительным действиям они были не готовы, и по своей собственной инициативе на раздел оленей они бы не пошли. Тем более, ненцы и в мыслях не держали выступление с оружием в руках против Советской власти.
 
Провокатору пришлось отправиться в Тамбей ни с чем. Он не знал, что 1 ноября Медведев отправил начальнику окружного отдела НКГБ Кривошеину телеграмму, где говорилось: "В колхозах Калинина, Сталина, Кирова, 1 Мая, Нарьяна Нумги установлена повстанческая "мандала". Руководят Венго Селе и Яптик Сатоко. Мандалисты делят колхозные стада. Угрожают вооруженным выступлением".
 
Выслушав неутешительный отчет Е. Манса, Медведев с опергруппой без всяких причин обстрелял стойбище Венго Селе. П.А. Шуткин показывал, что "эти действия укрепили у ненцев веру в распространенные Езанги Ман-сом провокационные слухи о том, что русские будут убивать ненцев за невыполнение планов по пушнине и рыбодо-быче. Они стали сниматься со своих стойбищ и совместно с колхозными стадами оленей переместились в район реки Пяседай, где приступили к дележу обобществленных оленей".
 
Вернувшись в Тамбей, Медведев и Филиппов послали в Салехард паническую телеграмму о том, что опергруппа имела в тундре 10-минутную перестрелку. Они характеризовали положение как очень тяжелое. Просили выслать самолетом ручные пулеметы. "Терпеть можем три-пять дней. В мандале 200 человек. Захвачено 4 колхозных стада. В 15-20 км от Тамбея установлена ихняя (так в телеграмме) вооруженная разведка в 20 человек".
 
Начальник УНКГБ по Омской области "полковник Д.Р. Быков,- видимо, не поверил сообщениям Медведева. Но почувствовал, что с этого дела можно будет сорвать генеральские погоны, повышение в должности, поэтому информировал нарко, ма госбезопасности СССР Меркулова именно о готовящемся вооруженном восстании ненцев Северного Ямала. Меркулов не поверил сообщению и поэтому предложил направить в Тамбей во главе опергруппы не Быкова, а его заместителя подполковника Ф.Н. Гаранина и начальника отдела по борьбе с бандитизмом УМВД полковника Хмелева.
 
Быков и Гаранин знали, что убедить Меркулова можно будет лишь только подавив "мятеж" и показав связь "повстанцев" с германской раз-ведкой. Кроме 1-го секретаря Ямало-Ненецкого окружкома П.И. Гулина в составе опергруппы в Тамбей прилетели секретарь окружкома Иванов, начальник окружного УМВД Захаров, заведующий военным отделом окружкома Тюльков, заместитель председателя окрисполкома М.М. Броднев (все эти местные деятели позднее в один голос поддерживали официальную версию случившегося).
 
25 декабря 1943 г. опер-группа, проводником у которой был Е. Мане, на 50 оленях с пулеметами двинулась в тундру. Захватили 2 стада оленей и предложили их владельцам явиться на собрание. Через несколько дней у чумов Яптико Сатоко собралось более 150 ненцев. 50 человек из них тут же арестовали. Солдаты стали снимать с них верхнюю одежду и привязывать к нартам. Все эти непонятные действия испугали ненцев. Они бросились врассыпную, но опергруппа открыла по ним огонь из ручных пулеметов. Было убито 7 человек и столько же ранено. Арестованных увезли а Тамбей и держали в неотапливаемой бане.
 
Когда опергруппа уехала в тундру, оставшийся в Там-бее Гаранин арестовал 4 работников гидрографической экспедиции Архангельского , управления ГУСМП, во главе с ее начальником Н.В. Плюсниным. Не выдержав истязаний, Н.В. Плюснин, в своей работе привязанный к определенному маршруту экспедиции, проходившему iyrie стоянок ненцев, не знавший ненецкого языка, не имевший средств передвижения, вынужден был признать, что он является агентом германской разведки, а поэтому готовил восстание местного населения против Советской власти.
 
В Тамбее ненцев допрашивали в присутствии 1-го секретаря окружкома П.И. Гулина. К арестованным 51 ненцу применяли меры физического воздействия и таким образом получили от них нужные показания, а также списки еще на 265 ненцев, якобы, участвующих в восстании. Сфальсифициро-ванные показания отправились в Москву. В протоколах А.А. Петрушин встретил совершенно нелепые записи. Например, задавался вопрос: "Куда делись олени, когда вы распустили колхоз?". Ответ: "Когда нами были распущены колхозы, то все мы и олени вступили в контрреволюционную организацию "мандала".
 
Из 51 ненца, силой лишенных свободы и привычных условий жизни, 41 умер во время следствия. Двоим: Яп-тику Сатоко и Яунгату Нели-ко - Особое совещание НКВД определило в феврале 1945 года по три года лагерей. Другие были освобождены.
17 фев 2008, 16:38
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.