Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Законодательное оформление первого этапа советизации Ямала
Президиум ВЦИК РСФСР 29 июня 1924 г. образовал Комитет содействия народностям северных окраин - Комитет Севера, назначил его председателем П.Г. Смидовича. 2 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение содействия народностям северных окраин. Круг обязанностей Комитета включал сбор необходимых сведений о жизни и нуждах северных народностей, изучение их истории, жизни и быта; выяснение мероприятий, необходимых для защиты малых народностей от эксплуатации, содействие проведению их в установленном порядке и наблюдение за их осуществлением; разработка проектов изменений действующих указаний применительно к географическим условиям Севера и особенностям местного населения; разработка мероприятий по здравоохранению, а также планов школьной и вообще просветительской работы на северных окраинах и содействие проведению их в жизнь.
Наряду с центральными были созданы периферийные комитеты Севера, в том числе комитет при Тобольском окружном совете рабочих и крестьянских депутатов. В него входили заместитель председателя окрисполкома и председатель окружной плановой комиссии К. Желтовский, краеведы В. Новицкий, П. Сосунов, представители северян ненец Няруй и хант Тайшин. Сфера деятельности комитета была чрезвычайно обширной и многообразной, условия работы - крайне сложными. Комитет установил деловые контракты с местными государственными и хозяйственными органами, с их помощью решал вопросы административно-правого, социально-экономического, медико-санитарного, культурно-просветительского обеспечения и обслуживания коренного населения. Комитет принимал активное участие в разработке и осуществлении законов, обеспечивающих строительство и функционирование Советов аборигенов Севера.
Результатом коллективного законотворчества явилось «Временное Положение об управлении туземными народностями и племенами северных окраин РСФСР», утвержденное декретом ВЦИК и СНК от 25 октября 1926 года. Этот законодательный проект, призванный воплотить в жизнь идеи самоопределения и народовластия, содержал правовые нормы и организационные принципы формирования и деятельности Советов у народов Севера. Органами власти и управления признавались родовые собрания, родовые Советы, районные туземные съезды и районные исполнительные туземные комитеты, которые учреждались вместо прежних родовых управлений и инородных управ. «Эксплуататорские элементы» - князьки, шаманы, крупные оленеводы - отстранялись от участия в выборах и работе Советов. Наряду с мужчинами право избирать и быть избранными получили женщины и молодежь, участие которых в общественных делах прежде запрещалось родовыми обычаями.
Органы управления народов Севера строились на общих принципах демократического централизма, имели советскую форму и структуру, приспособленную к специфическим национальным особенностям, обычаям и традициям коренного населения. «Временное Положение» предусматривало выборность, сменяемость и подотчетность органов исполнительной и представительной власти, коллегиальность и гласность их работы. В родовых собраниях могли принимать участие все избиратели данного рода с правом решающего голоса. Они выбирали сроком на один год (путем открытого голосования) родовой Совет: председателя, заместителя председателя и членов. Совет действовал на общественных началах. Родовые, ватажные, юртовые объединения сородичей, обитавшие на общей территории и насчитывающие не менее 400 избирателей каждое, созывали районный туземный съезд. Съезды, проводимые один раз в год, избирали постоянно действующие исполнительные комитеты - тузрики - в составе председателя, его заместителя, члена исполкома и двух кандидатов. Туземные Советы наделялись широкими полномочиями: знакомили население с действующим законодательством, заботились о его снабжении продовольствием и орудиями промысла, содействовали кооперированию промысловиков, наблюдали за соблюдением правил охоты и рыболовства, занимались вопросами просвещения и охраны здоровья людей, поддерживали общественный порядок. Компетенция советских органов была гораздо шире полномочий прежних инородных управ.
Выборы национальных Советов на Севере Западной Сибири, проведенные в соответствии с «Временным Положением», показали достаточно высокую активность избирателей и отличались многообразием применяемых форм и методов прямой и представительной демократии. Осенью 1930 г. в Обдорском районе функционировали Кушеватский, Шурышкарский, Сынский, Тазовский, Уральский и Ямальский туземные районные Советы, 34 юртовых, родовых, ватажных Совета ненцев и хантов.
Таким образом, первоначальная советизация народов края, осуществленная в двадцатые годы, выразилась в последовательной демократизации их общественной жизни, в постепенной замене институтов туземной администрации органами народовластия в лице национальных Советов. Первые, весьма скромные, результаты советского строительства побудили форсировать его темпы на более качественном уровне.
17 фев 2008, 15:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.