Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Законодательное оформление первого этапа советизации Ямала


Законодательное оформление первого этапа советизации Ямала

Законодательное оформление первого этапа советизации ЯмалаВторой Тобольский окружной съезд Советов (декабрь 1924 г.), оценивая начальные итоги районирования Севера, подчеркнул необходимость создания национальных советов ханты, манси и ненцев, приспособленных к условиям их жизни, хозяйства и быта. Решить эту проблему, связанную с преодолением духовной отсталости аборигенов Севера, было невозможно без помощи и поддержки центра. После упразднения Наркомнаца РСФСР возникла необходимость в создании особого государственного органа, способного координировать деятельность местных и центральных ведомств и организаций, заинтересованных в развитии Севера.
 
Президиум ВЦИК РСФСР 29 июня 1924 г. образовал Комитет содействия народностям северных окраин - Комитет Севера, назначил его председателем П.Г. Смидовича. 2 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение содействия народностям северных окраин. Круг обязанностей Комитета включал сбор необходимых сведений о жизни и нуждах северных народностей, изучение их истории, жизни и быта; выяснение мероприятий, необходимых для защиты малых народностей от эксплуатации, содействие проведению их в установленном порядке и наблюдение за их осуществлением; разработка проектов изменений действующих указаний применительно к географическим условиям Севера и особенностям местного населения; разработка мероприятий по здравоохранению, а также планов школьной и вообще просветительской работы на северных окраинах и содействие проведению их в жизнь.
 
Наряду с центральными были созданы периферийные комитеты Севера, в том числе комитет при Тобольском окружном совете рабочих и крестьянских депутатов. В него входили заместитель председателя окрисполкома и председатель окружной плановой комиссии К. Желтовский, краеведы В. Новицкий, П. Сосунов, представители северян ненец Няруй и хант Тайшин. Сфера деятельности комитета была чрезвычайно обширной и многообразной, условия работы - крайне сложными. Комитет установил деловые контракты с местными государственными и хозяйственными органами, с их помощью решал вопросы административно-правого, социально-экономического, медико-санитарного, культурно-просветительского обеспечения и обслуживания коренного населения. Комитет принимал активное участие в разработке и осуществлении законов, обеспечивающих строительство и функционирование Советов аборигенов Севера.
 
Результатом коллективного законотворчества явилось «Временное Положение об управлении туземными народностями и племенами северных окраин РСФСР», утвержденное декретом ВЦИК и СНК от 25 октября 1926 года. Этот законодательный проект, призванный воплотить в жизнь идеи самоопределения и народовластия, содержал правовые нормы и организационные принципы формирования и деятельности Советов у народов Севера. Органами власти и управления признавались родовые собрания, родовые Советы, районные туземные съезды и районные исполнительные туземные комитеты, которые учреждались вместо прежних родовых управлений и инородных управ. «Эксплуататорские элементы» - князьки, шаманы, крупные оленеводы - отстранялись от участия в выборах и работе Советов. Наряду с мужчинами право избирать и быть избранными получили женщины и молодежь, участие которых в общественных делах прежде запрещалось родовыми обычаями.
 
Органы управления народов Севера строились на общих принципах демократического централизма, имели советскую форму и структуру, приспособленную к специфическим национальным особенностям, обычаям и традициям коренного населения. «Временное Положение» предусматривало выборность, сменяемость и подотчетность органов исполнительной и представительной власти, коллегиальность и гласность их работы. В родовых собраниях могли принимать участие все избиратели данного рода с правом решающего голоса. Они выбирали сроком на один год (путем открытого голосования) родовой Совет: председателя, заместителя председателя и членов. Совет действовал на общественных началах. Родовые, ватажные, юртовые объединения сородичей, обитавшие на общей территории и насчитывающие не менее 400 избирателей каждое, созывали районный туземный съезд. Съезды, проводимые один раз в год, избирали постоянно действующие исполнительные комитеты - тузрики - в составе председателя, его заместителя, члена исполкома и двух кандидатов. Туземные Советы наделялись широкими полномочиями: знакомили население с действующим законодательством, заботились о его снабжении продовольствием и орудиями промысла, содействовали кооперированию промысловиков, наблюдали за соблюдением правил охоты и рыболовства, занимались вопросами просвещения и охраны здоровья людей, поддерживали общественный порядок. Компетенция советских органов была гораздо шире полномочий прежних инородных управ.
 
Выборы национальных Советов на Севере Западной Сибири, проведенные в соответствии с «Временным Положением», показали достаточно высокую активность избирателей и отличались многообразием применяемых форм и методов прямой и представительной демократии. Осенью 1930 г. в Обдорском районе функционировали Кушеватский, Шурышкарский, Сынский, Тазовский, Уральский и Ямальский туземные районные Советы, 34 юртовых, родовых, ватажных Совета ненцев и хантов.
 
Таким образом, первоначальная советизация народов края, осуществленная в двадцатые годы, выразилась в последовательной демократизации их общественной жизни, в постепенной замене институтов туземной администрации органами народовластия в лице национальных Советов. Первые, весьма скромные, результаты советского строительства побудили форсировать его темпы на более качественном уровне.
17 фев 2008, 15:44
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.