Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Русские (великороссы) на севере западной Сибири


Русские (великороссы) на севере западной Сибири

Русские (великороссы) на севере западной СибириРусские (великороссы) — крупнейший по численности народ России — относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Древнерусская этническая общность со своей государственностью сложилась в IX веке, великороссы как самостоятельный народ и государство сформировались в XIV-XV веках. Связи предков славян и финно-угров (уральцев) уходят корнями в глубокое прошлое — эпоху первоначального заселения .человеком Северной Евразии.
 
Сведения о первых контактах Руси с югрой и самоедью относятся к XI в. В это время в Великом Новгороде уже существовала торговая корпорация "Югорщина", поддерживавшая связи с далекими восточными землями. К XIII в. русские освоили северный "печерский" путь через Урал в Сибирь. Летописи содержат известия о походах новгородских отрядов на Обь в XIV-XV столетиях. С падением независимости Новгорода в 1478 г. все его северные владения, включая Печерский край, вошли в состав Московского государства.
 
Поход Ермака и последовавшие за ним присоединение Сибири к России открыли новую эпоху — военной и административной колонизации края. Вслед за строительством Тюмени (1586 г.), Тобольска (1587 г.), Лозьвинского и Пелымского городков (1590-1593 гг.) был основан Березов (1593 год). Вскоре березовские казаки и стрельцы, находившиеся под началом воеводы Никифора Траханиотова, поставили в устье р. Полуй острог, названный Носовым или Обдорским городком (1595 г.).
 
Появление Обдорска было далеко не первой вехой в освоении русскими сибирского Заполярья. Уже к середине XVI века русские поморы проторили водные пути в устье Оби. Когда, после неудачных попыток английских мореплавателей адмирала Уиллоби и капитана Ченслера пробиться в северо-азиатские моря, Стефан Бэрроу на судне "Сечрифт" в 1556 г. сумел достичь о. Вайгач, он встретился с русским помором по прозвищу Лошак, который намеревался идти на промысел в Обскую губу. Видимо, в то время подобные зверобойные экспедиции были уже привычным делом для поморов.
 
Есть основания предполагать, что давно освоившие Обской Север русские промысловики и торговцы установили достаточно прочные связи с коренными жителями и не слишком нуждались в военной поддержке со стороны казаков и стрельцов. Во всяком случае, жизнь "златокипящей" Мангазеи (1601 г.) основывалась не на административной воле воевод, а на деятельности "промышленных" и "гулящих" русских людей. В истории освоения русскими Сибири выделяются два этапа:
 
1) торгово-промышленный (XI — середина XVII в.), когда основную часть русских переселенцев составляли выходцы из Поморья;
2) земледельческий (с середины XVII в.), представленный в значительной мере переселенцами из южных регионов России.
 
На первом этапе русских привлекали прежде всего пушные богатства сибирской тайги. К концу XVII в., по мере катастрофически быстрого истребления бобра и соболя в Западной Сибири, часть русских промысловиков прекратила сезонные рейды через Урал, часть сдвинулась на восток за Енисей, часть переселилась в южные районы Приобья, занявшись земледелием и животноводством. В это время постоянным населением в северных городках были казаки, приказные люди и священнослужители, тогда как торговцы и промысловики здесь "на жительство не оседали".
 
На протяжении всего XVIII в. русское население северных уездов (Сургутского и Березовского) почти не увеличилось. В то же время быстро развивались экономика и торговля в южных городах края ("пашенной полосе"). Если в начале XVIII в. на Березовских и Сургутских торгах главную роль играли купцы из Европейской России, то к 60-м годам монополистами на северных рынках стали Тобольские торговцы. Постепенно сложилось местное купечество в Березове и Сургуте.
 
В 1786 г. была учреждена сургутская ярмарка, в 1788 г. — березовская. В это же время русские купцы начали все чаще посещать Обдорск, который постепенно выдвинулся на ведущие позиции по сумме товарооборота.
 
В начале XVIII в. в Березовском и Сургутском уездах насчитывалось лишь 8 податных душ (купцов), в середине века — 228 (из них 9 купцов), в начале XIX в. — 661 (27 купцов), в середине — 1062 (38 купцов). Одновременно сокращалось служилое население.
 
В 1799 г. по приказу Тобольского губернатора был упразднен сибирский "арсенал", Тобольские казачьи отряды перестали навещать Обдорск.
 
В XVIII-XIX веках экономический интерес русских предпринимателей к тундровым районам усилился. Это объясняется, во-первых, тем, что вследствие "испромышления" соболя возросло значение песца на пушном рынке, во-вторых, началось рыбопромышленное освоение низовьев Оби. К середине XIX в. удельный вес продуктов рыболовства в товарообороте возрос настолько, что муксун в Северном Приобье стал торговым эквивалентом наряду с песцовыми и беличьими шкурками. В первой половине XIX в. увеличилось число арендуемых купцами рыбоугодий (неводных песков): в 1808-1810 годах из зарегистрированных на территории Северо-Западной Сибири 150 рыбопромышленных мест 43 отдавались "в кортом"; в 1848 г. только коренные жители Березовского уезда сдали в аренду около 150 рыболовных участков. Особенно быстрыми темпами развивалась рыбопромышленность во второй половине XIX в. в связи с началом движения пароходов по Оби. В начале XX в. в низовья Оби из Тобольска и других южных городов ежегодно прибывало для летнего промысла около 1000 наемных рыбаков.
 
Одним из основных методов утверждения российской государственности являлась политика христианизации коренного населения. В 1714 г. "Сибирский Апостол" Филофей Лещинский крестил в Березове сына обдорского князя Гынды — Тайшу с его женою. Через род Тайшиных христианизация проникла в 06-дорский край. Однако основная часть ненцев и северных хантов не была крещена, что являлось позднее одной из причин конфликтов между жителями тундры и обдорскими князьями.
 
С именем Филофея Лещинского связано упрочение христианства и среди русского населения Западной Сибири. Он получил образование в Киевской духовной академии. Став сибирским митрополитом, Филофей открыл духовную школу при архиерейском доме в Тобольске, создал миссионерские школы при Верхотурском и Кондинском монастырях. Он был одним из организаторов сибирского церковного театра. Русские жители Березовского и Сургутского уездов, по мнению очевидцев, отличались религиозностью. Березовский протопоп Андреев отмечал в 1778 г.: "Здешнее общество православное, раскола не знающее". По-видимому, православие являлось важным условием жизнеспособности немногочисленных северных русских общин.
 
В 1894 г. в Обдорске была освящена каменная Петропавловекая церковь. Хотя приход ее был немногочисленным, время от времени среди обдорских священнослужителей появлялись яркие фигуры. Таким был архимандрит Иринарх — И.С. Шемановский. За 13 лет своей деятельности просветитель положил начало обдорскому летописанию, основанию в Обдорске краеведческого музея, миссионерской школы, инородческого пансиона.
 
На рубеже XIX-XX веков Обдорская миссия и вновь созданный Хэнский миссионерский стан, помимо очередных безуспешных попыток христианизации коренных жителей, оказали заметное воздействие на развитие русской культуры в Заполярье.
17 фев 2008, 14:42
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.