Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Народ селькупов или лесных людей на Ямале


Народ селькупов или лесных людей на Ямале

Народ селькупов или лесных людей на ЯмалеДействительно, название "селькуп" означает "лесной человек". Территорией проживания этого небольшого по численности народа (по переписи 1989 г. — 3,5 тыс. чел.) является восточный сектор западно-сибирской тайги. Селькупы состоят из двух территориально разобщенных групп — северной и южной. Северная расселена в бассейнах рек Таз и Турухан, южная — в Среднем (Нарымском) Приобье.
 
В XIX в. южные селькупы входили в Томскую губернию, северные — Тобольскую и Енисейскую. Ныне южная группа проживает в Томской области, северная — Красноярском крае и Ямало-Ненецком автономном округе (Красноселькупском районе). Язык селькупов относится к самодийской ветви уральской (финно-угорской) языковой семьи, разделяется на три диалекта: тазовский, тымский и кетский. До революции селькупов называли остяками или остяко-самоедами.
 
Впервые селькупы упоминаются в письменных источниках XVI в., где они именуются Пегой Ордой. Насчитывавшая до 400 воинов и возглавляемая князцом Воней, Пегая Орда оказывала упорное сопротивление дружинам русских воевод и их союзникам кодским хантам. Воня состоял в унии с сибирско-татарским ханом Кучумом, но и после падения Сибирского ханства продолжал борьбу за независимость, отказываясь от уплаты русским ясака (дани). Лишь после сооружения в 1596 г. Нарымского острога Пегая Орда была подчинена Московскому царю. Часть селькупов ушла в северные земли, на р.Таз — тогда и началось формирование северной группы "остяко-самоедов". С тех пор северные и южные селькупы оказались разделены — между ними лежат земли, занятые ваховскими хантами и елогуйскими кетами.
 
В дорусский период у селькупов были распространены укрепленные городки "коч" ("кэтты"), обнесенные рвом, валом и частоколом; подступы к ним охранялись засеками с настороженными луками самострелами. Позднее селения строились без оборонительных сооружений, обычно на высоких берегах рек при устьях притоков, проток, стариц. Жилищами служили землянки "карамо", каркасно-столбовые дома, приваленные песком или дерном ("чуй-мо", "пой-мо"), у северных селькупов — чумы ненецкого или эвенкийского типа.
 
Главными отраслями хозяйства южных селькупов была охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались лошади и собаки. У северных селькупов средством передвижения служила упряжка оленей (оленеводство было заимствовано селькупами у ненцев и эвенков). Рыболовство осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Основными охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла основу пищевого рациона, служила сырьем для изготовления зимней меховой одежды "парка", "сокуй", обуви "пеема".
 
Пушнина играла роль торгового эквивалента и средства уплаты податей. В XIX в. меновой единицей была связка из 10 беличьих шкурок "сарум". Росомаха или красная лисица приравнивалась к одной такой связке, песец или соболь — к трем. В XVII в. удачливый охотник за зимний сезон мог добыть до 200 соболей и 2000 белок. В пересчете па деньги белка стоила 1-2 копейки, соболь — 1 рубль (на международных рынках того времени цена черных нарымских соболей доходила до 200-300 рублей за штуку). Необходимые селькупам привозные товары стоили относительно недорого: например, топор — 30 коп., речное дощатое судно — 5 руб. Во внутреннем обмене товарами служили также рыба, олени, лошади, луки со стрелами, лодки.
 
В торговле с русскими на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди селькупов выделялись "таксыбылькуп" (товарные люди), занимавшиеся посреднической торговлей.
 
В дорусский период (до XVI в.) у селькупов было высоко развито керамическое производство: из глины изготовлялась не только разнообразная посуда, но и курительные трубки, грузила для сетей, литейные формы, тигли, детские игрушки, культовая скульптура. С XVII в. гончарство полностью исчезло. В это же время под воздействием торговли пришло в упадок местное ткачество, основанное на обработке крапивного волокна "саатчу" ("сота"). У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество; прежде селькупские кузнецы ("чотрлькум") славились среди соседних народов умением изготовлять оружие, панцири, шлемы, маски, зеркала, украшения. В настоящее время среди северных селькупов наибольшей известностью пользуются мастера по изготовлению лодок-долбленок и мастерицы по пошиву меховой одежды.
 
Имеются свидетельства о занятиях в прошлом южных селькупов примитивным земледелием — разведением табака, возможно, ячменя ("аариа"). В нарымском диалекте сохранились выражения, указывающие на древность местного земледелия — например, "кырачь меды" (расчищать лесную чащу), "выляль до-тьггы" (рыхлить землю), "сочаптико" (садить, вырастить), "чо-кор" (жернова). Широкое распространение имело собирательство корня сараны, ягод, орехов.
 
Растительное сырье дополняло основной — мясо-рыбный пищевой рацион. Выпекались лепешки из ячменной муки ("мыр-са") и сараны ("тогул"), приготовлялось собственное хлебное вино ("уль"). Одним из распространенных блюд была заквашенная в бруснике рыба. Обычной пищей являлось вареное и сырое мясо, вареная или запеченная на огне рыба.
 
Традиционная общественная структура селькупов существенно изменилась под воздействием российской и советской государственности. В XVII в. еще различались "лучшие люди" (сомаль-кумыт), "богачи" (коумде), "простые люди" (манырелькумыт), "нищие" (сегула), "рабы" (кочгула). Во главе отдельных общин стояли богатыри (сенгира) и князцы (кок). Особую роль играли шаманы, часто выступавшие вождями общин и целых военных объединений.
 
В XVIII в. селькупы были обращены в православие. Тем не менее, в их мировоззрении сохранилась традиционная языческая основа. К примеру, по представлениям селькупов, Вселенная делилась на Неба (Ноп), Землю (хозяйкой которой выступает Илынта Кота — Старуха Жизни) и Преисподнюю (Кызы). Все три сферы связаны рекой, по которой на семивесельной лодке "ронтык" шаман может спуститься в Нижний мир, а также деревом, по зарубкам или ветвям которого шаман взбирается в Небо. Среди шаманов ("тэтыпы") выделяются "сумпытыль куп" (камлающий в светлом чуме) и "камытырыль куп" (шаманящий в темном чуме). Шаманы непременно обладали музыкальным и поэтическим даром — каждой весной на празднике Прилета Птиц шаман исполнял новую песню.
 
В настоящее время богатая и самобытная культура селькупов все больше уступает место современным стандартам. Сохранению традиций, помимо общеизвестных причин, препятствует и территориальная разобщенность народа — три его части относятся к различным административно-территориальным образованиям, и контакты между ними затруднены. Селькупы — один из народов, целостность и культура которых находятся на критической грани. В течение 20 столетия численность селькупов сократилась почти вдвое.
17 фев 2008, 14:27
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.