Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск



Ненцы на Ямале

Ненцы на ЯмалеВ эпоху средневековья — период, предшествующий присоединению Сибири к России — на Ямале сосуществовали две культуры: южную его часть осваивали ненцы, западную и северную — сихиртя. В то время ненцы не имели еще крупных стад оленей и потому не могли преодолевать огромные пространства тундры от леса до моря и обратно в течение годового хозяйственного цикла. Основной средой их обитания была полоса северных лесов и южной тундры, а глубинные тундровые угодья они могли посещать лишь эпизодически. Зимой для передвижения использовались лыжи, а также нарты, запряженные оленями. В летнее время транспортным средством служили лодки. В отдельных случаях ненцы совершали рейды и в самые северные приморские районы полуострова — например, для охоты на морского зверя, — но это, по-видимому, происходило редко, поскольку отнимало слишком много времени и сил.
 
Северные и западные приморские тундры были заняты сихиртя, которые в свою очередь могли время от времени посещать ненецкие южно-тундровые и северотаежные селения для торговли, приобретения древесного сырья. Таким образом, контакты между жителями арктической и южной тундры — сихиртя и ненцами — были традиционными, хотя и не очень интенсивными. Вполне возможно, что между ними заключались браки, случались вооруженные столкновения, шел обмен товарами. Языки ненцев и сихиртя были родственны (оба относились к самодийской группе), что облегчало их эпизодическое общение.
 
С середины 2 тысячелетия н.э. приуральские ненцы (так называемые "каменные самоеды") начинают наращивать оленное поголовье и превращаются из охотников в пастухов. Это дает возможность и даже вынуждает осваивать далекие тундровые пастбища. Отныне прежний эколого-территориальный барьер, отделявший ненцев от арктических промысловиков сихиртя, перестал существовать. Ненцы Полярного Урала, приобской тайги, лесотундры и южной тундры стали кочевниками — вначале это была небольшая группа наиболее смелых и предприимчивых пастухов, затем в орбиту крупностадного оленеводства оказалась вовлечена основная часть ненцев. Земли сихиртя стали оленеводческими пастбищами. Сами сихиртя отчасти были побеждены в военных столкновениях, отчасти присоединились к ненцам-оленеводам (преимущественно те, кто состоял в брачном свойстве с ненцами), отчасти вынуждены были скрываться — "прятаться в сопки" — особенно в летнее время, когда оленеводы приходили в северные тундры.
 
Из предгорий Северного Урала группы ненцев-оленеводов продвигались, расширяя, пастбищные территории, на запад, север, восток и даже юг — вдоль горных тундр Уральского хребта. По русским летописям и древним архивным актам, "каменные самоеды" известны как наиболее многочисленная и воинственная группа ненцев. В. Ф. Зуев сообщал в XVIII веке, что "каменные ("закаменные") самоеды" владели территорией, граничившей на западе с Пустозерским уездом, а на север распространявшейся "от вершины реки Соби через Камень (Урал) до Карского залива».
 
В Ясачной книге 1695 г. упомянуты 19 родов "обдорских самоедов": Карачея (Харюци), Ану-Карачея (Нано' Харюци, Анагуричи), Сигуней (Сюхуней), Адеры (Надер), Лодокуйский (Ладукэй), Ванюты (Ванойта), Луца-Ванюта, Соль-Ванюта, Вынги (Вэнга), Яры (Яр"), Сабе и Яптики (Сабы и Яптик), Сопли и Япти, Айвасида (Нэвасяда), Пяки (Пяк), Пучей (Пуци), Югучейский (Юуси), Парабы (Паравы), Асида (Насяда), Обдорский.
 
В ревизских "сказках" конца XVIII века обдорские самоеды разделяются на "каменных" (урало-ямальских) и "низовых" (надымско-тазовских). Первая группа состояла из родов: Карачей, Ану-Карачей, Езынги, Ванюты, Яптик, Муртюк. В середине XIX века ненцы Каменной стороны делились уже на ватаги: 7 ватаг рода Карачей, 1 — Езынги, 2 — Ану-Карачеи (Юхомбелик), 3 — Вануты, 2- Яптики, 2 — Муртюки (Ломду). Среди старшин ватаг и глав семей можно обнаружить людей, чьи имена позднее превратились в названия новых родов: например, по ревизским "сказкам" конца XVIII века в роде Карачей встречаются Лапцуй, Тоседа, Хороля, в середине XIX века — Худи. Во Всероссийской переписи населения 1897 г. содержится обновленный перечень родов каменных самоедов: Окотэтти, Сэрдэтта, Худи, Хороля, Тузида, Няруй, Ху-ненда, Наречи, Езынги, Вануйта, Пуйко, Тэймя, Югомпелик, Яптик, Ламду, Падоран-Хазово, Ян-Хазово.
 
Численность ненцев Каменной стороны в конце XVIII века составляла 2212 человек, начале XIX в. — 3063, середине XIX века - 3266, на рубеже XIX-XX столетий — 2331 (сокращение численности каменных самоедов по данным I Всероссийской переписи 1897 г. в сравнении с 10-й ревизией 1858 г. связано, вероятно, с недоучетом населения в 1897 г.).
 
Потомками Каменных самоедов являются современные ямальские и полярно-уральские ненцы, хотя их фамильно-родовой состав заметно пополнился представителями родов европейских и "низовых" ненцев, а также оненечившихся хантов. В силу того, что оленеводческий образ жизни связан с постоянными миграциями, ненецкие роды со времени их продвижения в глубинные районы Ямала нередко делились, частично смешивались, колебались в численности, меняли названия и места расселения. Оттого бывает трудно четко определить территорию проживания того или иного рода: в начале 20 в., например, несколько авторов почти в одно и то же время зафиксировали различные картины расположения ненецких родов на Ямале.
16 фев 2008, 15:48
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.