Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Мнение ученых о происхождении ненецкого народа

Мнение ученых о происхождении ненецкого народа

Мнение ученых о происхождении ненецкого народаНа полуострове Ямал В.Н. Чернецовым были найдены остатки поселений, обитатели которых вели образ жизни, в значительной степени отличный от того, который ведут современные жители Ямала — ненцы. Им были обнаружены землянки, свидетельствующие об оседлом образе жизни, остатки гончарства и следы интенсивного морского промысла.
 
Основываясь на преданиях и рассказах ямальских ненцев и некоторых других данных, В.Н. Чернецов пришел к выводу, что раскопанные на Ямале землянки принадлежали народности, которую ненцы называют "sirt'si" и что сами ненцы появились на северном Ямале не ранее начала XVII в.. В.Н. Чернецов считает, что термин "sirt'si" (т.е. сиртя, сирти — Л.Х.) едва ли следует понимать как название какой-то единой этнической группы. Скорее всего, что он, подобно слову "чудь", не имел достаточно четких границ и, может быть, применялся к различным племенам. Несомненна близость культуры "sirt'si" — морских охотников — к культуре восточных палеоазиатов. Об этом свидетельствуют и литературные данные авторов XVI—XVII вв. Ламартиньера, ван Линсхотена, Барроу и других, описавших жилища, орудия труда, лодки и т.п. жителей Варандея, Вайгача, Новой Земли.
 
Носители этой культуры были ассимилированы пришедшими на Север самоедоязычными племенами. Однако отдельные элементы культуры аборигенов Севера сохранились в культуре современных ненцев. В.Н. Чернецов относит к таким элементам почитание нерп, что выражается в ряде ограничительных запретов, которые вряд ли могли возникнуть в оленеводческой среде. Образование усть-полуйской культуры, в которой явно обнаруживается наличие двух компонентов — северного и южного, В.Н. Чернецов связывает с приходом на Север угорских групп.
 
Л.П. Лашук, основываясь, в частности, на данных археологического изучения Европейского Севера, рисует следующую картину этнической истории Припечорья: заселение этой территории человеком произошло в конце II — начале I тысячелетия до н.э. из-за Урала. Племена, распространившиеся в неолите с востока, первоначально говорили на языках с палеоазиатской основой, на которую по мере продвижения в новые местности с населением другого происхождения и усиления этно-культурных связей с аборигенами наслаивались иные элементы: в Северо-Западной Сибири — уральские, а далее к западу какие-то языки, одним из которых был, вероятно, протолопарский. Это население обитало на территории Припечорья еще в I тысячелетии н. э. Его застали в тундре и на морском побережье оленные самоеды, появившиеся в Приуралье около Х в., назвав их сииртя. В дальнейшем, включив в свой состав ряд палеоазиатских и угорских элементов, самоедские племена появились на территории европейской тундры.
 
Самоедские языки оказались более стойкими и постепенно победили языки малочисленного аборигенного населения. Сравнительно быстрому поглощению пришлыми самоедами древнего населения Крайнего Севера способствовало распространение здесь оленеводства, коренным образом изменившего хозяйственно-бытовой уклад аборигенов тундры.
 
Таким образом, прямым наследием саянских самоедов на Севере являются, по мнению Л.П. Лашука, только их язык и оленеводство.
 
Заметный вклад в дело разрешения проблемы этногенеза самодийских народностей сделали антропологи. В своей обстоятельной работе "Антропологическое исследование инородцев Северо-Западной Сибири" С.И. Руденко, привлекая сравнительный материал по антропологии соседних с ненцами народов — манси, хантов, кетов, саамов, делает ряд выводов, весьма интересных для решения вопроса о происхождении ненцев. Учитывая сходство антропологических признаков сойот с ненцами (Горщенко), а также предположение Миддендорфа о близости антропологического типа канинских ненцев к лопарям, С.И. Руденко поддержал теорию Фишера-Кастрена о южном происхождении ненцев.
 
В поддержку этой теории выступил СА. Шлугер, который на основании собранных им обширных материалов пришел к заключению, что "ненцы по своему расовому облику не однородны и делятся на две большие самостоятельные группы или на две различные расы: на лопаноидную расу, доминирующую у ненцев Архангельской области, и кетскую, преобладающую в Приполярье Омской области".
 
Имеются и сторонники теории, высказанной впервые Страленбергом, об относительно позднем появлении самодийцев в районах Южной Сибири. Так, Д.В. Бубрих на основании лингвистических сопоставлений высказал следующие соображения: самоедский язык обнаруживает большую близость к западным группировкам финно-угорских языков (лопарские, прибалтийско-финские, мордовские, марийские), нежели к восточным (пермские и угорские). Особенно он близок к лопарской группировке. Финно-угры считаются выходцами с Волги (верхнее и среднее течение). "Прародиной" самоедов считают Саяны. Откуда же тогда языковое родство? По-видимому, теория саянского происхождения самоедских народов неверна. "Достоверные факты регистрируют передвижение групп самоедов не от Саян по Енисею и дальше на запад, а в обратном направлении".
 
Сторонником западного происхождения ненцев является также А.П. Дульзон, который на основании отсутствия в южных районах Западной Сибири географических названий, содержащих гидроним яха (река), утверждает, что "ненцы в этих областях Западной Сибири прежде никогда не проживали. Поэтому надо думать, что ненцы пришли в Сибирь с севера Восточной Европы". И дальше: "К востоку от бассейна притоков верховья Енисея южносамодийские гидронимы не встречаются, а к западу же и к северо-западу встречаются островками, вплоть до Средней Оби. Это заставляет думать, что к верховьям Енисея южносамодийские племена поднялись из района Средней Оби" (Дульзон, 1961, ее. 363, 365) [В работе «Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев», 1977, автор отмечала, что слово яха — ненецкое (у других самодийских народов река – бигай, кы). Таким образом, слово яха могло появиться с самой народностью. Оно сопоставимо только с хантыйским ёган в том же значении].
 
В связи с распространением биогеографического метода и успехами археологии делаются попытки исследования ранних периодов формирования этнических общностей (IV—II тысячелетия до н. э.). Так, венгерский ученый П. Хайду пришел к выводу, что "общие предки угро-финнов и самоедов когда-то проживали — судя по названиям некоторых деревьев — в лесной зоне к северу от южнороссийской степной полосы.., обнимая территорию, лежащую около верховьев Волги и окрестностей по рекам Вятке, Каме, Чусо-вой и Белой". При этом предки самоедов занимали территорию несколько более восточную. Связь самоедов с финно-уграми оборвалась, по мнению П. Хайду, в ГУ—III тысячелетиях до н. э. вследствие того, что "преобладающее большинство самоедов окончательно переселилось в глубь Сибири". "Возможно, — далее замечает автор, — что некоторые роды, продвинувшиеся в восточном направлении между II столетием до н. э. и II столетием н. э., достигли западньис склонов Алтая".
 
А.П. Окладников в работе "Из истории этнических и культурных связей неолитических племен Среднего Енисея (к вопросу о происхождении самодийских племен)" также высказывает мысль, что Саянское нагорье — лишь этап в процессе формирования и локализации самодийских народностей.
 
Пролить свет на ранние периоды этногенеза самодийцев помогают антропологические исследования, которые в последнее время поднялись на более высокий уровень. Была обследована группа лесных ненцев.
 
Публикация и исследование фольклора (особенно эпоса) самодийских народностей помогают вскрыть древние связи между ними и другими народами, многие важные в этом плане черты культуры. Б.О. Долгих в своих исследованиях широко привлекает данные фольклора.
 
Фольклорные материалы о сихиртя (сиртя) — низкорослом народе, обитавшем в тундре до прихода туда самодийских народностей, используются при реконструкции состава аборигенного населения Полярной зоны.
 
Однако, несмотря на расширение и углубление исследований, связанных с этногенезом ненцев, по-прежнему можно выделить три основные точки зрения:
 
1) северные самодийцы, в том числе ненцы, сформировались в результате продвижения самодийских племен из районов Южной Сибири и ассимиляции ими сравнительного немногочисленного аборигенного населения приполярной зоны, которое, видимо, было различным на Европейском и Азиатском Севере;
 
2) северные самодийцы являются автохтонным населением приполярной зоны, откуда часть их проникла в Присаянье;
 
3) место формирования самодийцев — Верхнее Поволжье (Западное Приуралье); из этих районов древние самодийцы распространились в Южную Сибирь и на Север.
 
Спорным является и время этих перемещений.
 
После рассмотрения хозяйства, материальной и духовной культуры ненцев мы позволим себе высказать свои соображения, привлекая данные исследований последнего времени.
16 фев 2008, 15:43
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.