Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Карданные шарниры неравных угловых скоростей


Карданные шарниры неравных угловых скоростей

Карданные шарниры неравных угловых скоростейЖесткий карданный шарнир неравных угловых скоростей состоит из двух ви­лок 8 и 10, установленных на валах 3 и 5, и крестовины 9 с шипами, входящих в отверстия вилок и соединяющими шарнирно валы. Вилка 10, поворачи­ваясь относительно оси А-А, может одновременно с крестовиной поворачиваться относительно оси Б-Б, обеспечивая передачу крутящего момента от одного вала к другому при изменении угла между осями валов.
 
В этом шарнире при равномерном вращении ведущей вилки 8 ведомая вилка вращается неравномерно: в течении обо­рота она дважды обгоняет ведущую вилку и дважды отстает от нее. В результате этого возникают дополнительные нагрузки, вызывающие износ деталей шарнирного соединения и узлов трансмиссии. Для устранения неравномерного вращения приме­няют два одинаковых карданных шарнира, причем их вилки, расположенные на противоположных концах карданного вала, должны лежать в одной плоскости. То­гда неравномерность, вызываемая одним карданным шарниром, компенсируется не­равномерностью другого. Однако и при двух карданных шарнирах угол между ося­ми валов не должен превышать 230.
 
В трансмиссиях современных автомобилей преобладают карданные передачи, имеющие жесткие шарниры неравных угловых скоростей I, II и III, промежуточный 3 и основной 11 карданные валы и промежуточную опору (рис. 5.2, а). Устройство карданных передач автомобилей различных марок практически одинаково, отличие заключается главным образом в размерах и форме отдельных деталей.
 
Карданный шарнир состоит из двух вилок 12 и 13 (рис. 5.2, б) и крестовины 27, соединяющей вилки шарнирно. Крайние вилки 1 и 13 карданных шарниров снабжены фланцами на концах валов узлов, соединяемых карданной передачей. Вилка 2 левого карданного шарнира приварена к промежуточному валу 3, а вилка 10 среднего и вилка 12 правого шарниров - к основному карданному валу 11. Вилка 9 среднего шарнира с помощью шлицев 17 соединена с промежуточным валом 3.
 
На шипах крестовины 27 установлены стаканы 22 с игольчатыми подшипни­ками 23. Иглы подшипника опираются на стопорную шайбу 24. Стакан уплотнен на крестовине резиновым и пробковым сальником 25, установленном в металлическом корпусе 26, который надет на крестовину. От осевых перемещений стаканы 22 игольчатых подшипников фиксируются в ушках вилок 12 и 13 крышками 19 и сто­порными пластинками 20 с болтами 21 или, как показано на рис. 5.2, в и г, стопор­ным кольцом 28, которое может устанавливаться как снаружи, так и внутри шарни­ра. Установка стопорного кольца снаружи (рис. 5.2, в) облегчает сборку, но увели­чивает размеры вилки. От центральной масленки 8 масло к подшипникам подается по каналам в крестовине. Для удаления лишнего масла в крестовину ввернут корпус с предохранительным клапаном 14, через который выдавливается масло в случае превышения допустимого давления в каналах.
 
Применяют также карданные шарниры, у которых клапан в крестовине отсут­ствует, а излишнее масло выдавливается из подшипников через резиновые сальники 29 (рис. 5.2, г), установленные под стаканами на крестовине (проточная система смазки).
 
В последнее время игольчатые подшипники смазывают на длительный срок эксплуатации. Поэтому крестовина карданного шарнира масленки и каналов не име­ет (одноразовая система смазки). Смену смазочного материала в таких карданных шарнирах производят только при капитальном ремонте карданного вала.
 
Вытеканию смазочного материала из игольчатых подшипников и попаданию в них грязи препятствуют резиновые армированные сальники 29.
 
Шлицевое соединение 17 смазывают при сборке карданной передачи; вытека­нию масла из него препятствуют резиновый сальник 5 и войлочный 6. Шлицевое со­единение, кроме того, защищается от грязи чехлом 7.
 
Карданные валы состоят из тонкостенных труб, к которым привариваются вилки и шлицевые наконечники.
 
Карданные валы динамически балансируют. Карданные передачи, состоящие из двух валов, балансируют совместно.
 
При балансировке для компенсации дисбаланса к валам приваривают балан­сировочные пластины 18.
 
Карданный вал 3 опирается на промежуточную опору. Это необходимо в тех случаях, когда применение одного длинного вала может привести к опасным для его прочности поперечным и изгибным колебаниям. Если промежуточный вал 3 связы­вает ведомый вал коробки передач с главным карданным валом 11, то промежуточ­ная опора должна иметь некоторую эластичность. Это необходимо по той причине, что силовой агрегат автомобиля (двигатель, сцепление, коробка передач), установ­ленный на упругих подушках, может несколько перемещаться как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. По этой причине шарикоподшипник 16 распо­ложен в резиновой подушке 4, укрепленной болтами вместе с кронштейном на по­перечине рамы автомобиля. Кроме того, резиновая подушка гасит вибрации и уменьшает нагрузки на карданный вал, вызванные неточностью установки опоры и деформации рамы.
 
В карданных передачах легковых автомобилей наряду с жесткими шарнирами неравных угловых скоростей применяют упругие шарниры, имеющие упругий эле­мент в виде муфты из эластичного материала, упругая деформация которого позво­ляет не только передавать крутящий момент между валами, пересекающимися под углом 2...50, но и защищает трансмиссию от ударов. Примером такой передачи мо­жет служить карданная передача автомобилей ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 и др. (рис. 5.3). Она состоит из промежуточного 3 и основного 7 карданных валов, двух карданных шарниров 6, эластичной муфты 1 и промежуточной опоры 4 .
07 фев 2008, 22:55
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.