Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Медицина » Кожно-венерические болезни » История нозологического выделения атопического дерматита

История нозологического выделения атопического дерматита

nerol.jpg" onClick="return hs.expand(this)" >nerol.jpg" style="border: 1px solid rgb(25, 39, 64); margin: 6px;" alt='История нозологического выделения атопического дерматита ' title='История нозологического выделения атопического дерматита ' />Атопический дерматит — наследственное заболевание, имею­щее хронически-рецидивирующее течение с определенной возраст­ной динамикой, характеризующееся нарушениями клеточной мем­бранной активации, гиперчувствительностью ко многим иммунным и неиммунным стимулам и дисфункцией сосудов кожи.
 
Клиниче­ская картина проявляется зудящими воспалительными изменения­ми кожи с истинным полиморфизмом сыпи и лихенификацией, определенной симметричной топографией, зависящей от возраст­ных особенностей, часто сочетающимися с функциональными рас­стройствами нервной системы, нарушениями иммунитета и атопи-ческими поражениями респираторных органов.
 
История нозологического выделения атопического дерматита сложна и имеет давние истоки. Зудящие воспалительные пораже­ния кожи, начинавшиеся с детского возраста, сопровождавшиеся нагноением, лимфаденитом, нервозностью, называли «доброкачест­венными скрофулидами», «сложным лихеном», «скрофулезным лихеном с экземой» и т. д.
 
В конце XIX в. было обращено внимание на три особенности заболевания: 1) диатезический, семейный и конституциональный характер, 2) полиморфизм клинической кар­тины, включавшей экзематозные и лихеноидные сыпи, 3) свое­образие возрастной эволюции проявлений. Е. Besnier (1892) обо­сновал самостоятельность этой формы, проследив указанные осо­бенности в ряде семей. Представив демонстрации под названием «дерматит полиморфный, пруригинозный, хронический, обостряю­щийся, с зимними пароксизмами, в преимущественно экзематозно-лихеноидной форме», он подчеркнул, что это заболевание, начав­шись в грудном возрасте «детской сыпью» в виде «инфантильных эритем», экзематизации, псевдолихенов, далее может перейти в смягченную форму или длительную ремиссию; позже болезнь «ус­танавливается» и проявляется лихенифицированными очагами, периодически осложняясь пароксизмами экзематизации и распро­страненной импетигинизацией. Была отмечена сезонность, семей­ность, возможность сочетания с астмой, сенным катаром, желудоч­но-кишечными болезнями. L. Brocq, подчеркивая важность выделе­ния новой формы болезни с ее «двойной клинической картиной», проявлявшейся экземой и лихенификацией, упомянул о сходстве одного из ее компонентов, а именно лихенификации с изучавшим­ся им ранее нейродермитом. После этого обсуждения на фран­цузском дерматологическом обществе выделенная форма стала называться в литературе «диатезическим пруриго Бенье». Наряду с этим сохранялась тенденция рассматривать эти поражения в рамках симптоматических кожных проявлений детских диатезов, а позже — аллергических состояний. Однако в работах советских педиатров диатезы всегда рассматривались как аномалии консти­туции, а не нозологические формы болезней [Маслов М. С, 1939, 1949; Ахмина Н. И. и др., 1983, и др.].
 
 В 20—30-х годах XX века появилась концепция об атопиче-ском диатезе, «странной» семейной гиперчувствительности, отли­чавшейся от приобретенной аллергии отсутствием обязательной зависимости от сенсибилизации, реакцией на множество безвред­ных для других лиц провоцирующих факторов. Кожная болезнь такого типа была названа «атопическим дерматитом» [Weis Т., Sulzberger М., 1933; Hill L., Sulzberger М., 1935], атопиче­ским нейродермитом, атопической экземой. Представленные описания атопического дерматита соответствовали изложению клинической картины диатезического пруриго Бенье.
 
Однако если раньше эта болезнь считалась редкой, то с 40—50-х го­дов нашего столетия атопический дерматит считается во мно­гих странах одним из самых частых дерматозов. По сводным данным Б. Т. Глухенького, С. А. Грандо (1985), он составляет 5—30 % от числа всех кожных заболеваний. По мнению В. А. Гре­бенникова, М. В. Христюка (1980), на атопический дерматит при­ходится 20 % среди детских кожных болезней. С возрастными различиями заболеваемости, по-видимому, связаны и разные циф­ры популяционной частоты атопического дерматита в обследован­ных контингентах — от 0,5 до 7 %.
 
За последние 50 лет нозологическое уточнение атопического дерматита дополнялось многочисленными исследованиями его патогенеза, обсуждением его диагностических критериев. В про­цессе клинического изучения атопический дерматит был отграни­чен от себорейного дерматита, хронического простого лишая Видал я (ограниченного нейродермита), нуммулярной экземы, строфулюса, пеленочного дерматита и других дерматозов. Несмотря на неполноту современных знаний о патогенезе, накопленные на­блюдения о его симптоматике, течении, эпидемиологии считают­ся достаточным основанием для интерпретации его как вполне очерченной нозологической формы. Не исключается генетическая гетерогенность атопического дерматита, хотя разнообразие его клинических форм не противоречит общей закономерности кли­нического полиморфизма мультифакториальных заболеваний.
15 янв 2008, 16:23
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.