Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » Встреча Нового года на Руси.


Встреча Нового года на Руси.

Встреча Нового года на Руси.На Руси Новый год праздновался 1 марта. Но в 1492 го­ду Московский Собор принял считать летоисчисление с 1 сентября. Почему именно с 1 сентября? А потому, что 1 сентября 312 года Император Константин Великий одержал победу над Максентием и даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. В память об этом событии в 323 году Отцы Первого Вселенского собо­ра определили начинать Новый год (начало индикта, то есть Новолетие) с 1 сентября, как дня, который был началом «свободы христианской». И по сей день Русская Православная церковь празднует церковное Новолетие 1 сентября.
 
Если спросить современного человека: «Что такое 1 сентября?», то он немедленно ответит: «Начало учебного года». А почему именно 1 сентября начина­ется учебный год? Не многие знают о том, что тра­диция начинать учебный год 1 сентября происходит от древнего церковного праздника Новолетия. Учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с Новолетия. Эта традиция, естественно, распрост­ранилась и на все другие учебные заведения.
 
Праздники на Руси справляли искони. Суть их со­ставляют три круга богослужения — суточный, недель­ный и годовой. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя. Путешествовавший по Руси в XVII веке Адам Олеарий рассказал в своих записках о почитании русскими праздников. Вот, в частности, что он написал: «Русские имеют свои известные, торжественные и праздничные дни, в которых они отправляют свои моленьи в церквах, и к этим праздникам они прибав­ляют еще из каждой недели воскресенье, среду и пят­ницу; в последние два дня у них посты. Праздники эти в настоящее время соблюдаются ими более, чем преж­де.
 
В настоящее же время Патриарх установил, что­бы не только по праздникам и воскресеньям, но и по середам и пятницам ни лавочки, ни мастерские не открывались, а также в эти дни должны быть за­крыты кабаки и кружечные дворы, и чтобы в них ни­чего не продавалось, особенно в то время, когда в церк­ви идет служба.
 
Больших праздников, которые русские ежегодно от­правляют с великим торжеством, считается 13 (Вос­кресение Христово, шесть великих Господских и шесть Богородичных праздников). Так как Новый год начина­ют они осенью с 1 сентября, то первый большой празд­ник их выпадает на 8 сентября, который и называется у них праздником Пречистой Богородицы. Кроме того, почти нет дня, в который не выпадал бы празд­ник того или другого святого, а иногда в один день сов­падает по два и по три таких праздника, и праздники эти миряне могут праздновать или нет, кто как хо­чет. Духовные же лица обязаны святить эти дни чте­нием, пением и служением обедни.
 
По большим праздникам и по воскресеньям русские ходят в церковь три раза: в первый раз перед восходом солнца, и служба эта в церкви называется заутреней, во второй раз к полдню, называется обедней и в тре­тий рае вечером — к вечерне».
 
Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют началом индикта. Император Кон­стантин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставни­кам государственное пособие за счет индикта (па-латы­ни — налога), который собирали 1 сентября, по оконча­нии уборки урожая. На Руси индиктом называли и каж­дый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 19 пятнадцатилетий (532 года) круги Солнца и Луны снова начинаются вмес­те, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2000 года (14 сентября по новому стилю) на­ступил 7509 год от сотворения мира, или 61 год пятнад­цатого индиктиона (7509:532=14 с остатком 61), первое лето пятого индикта, С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церков-но-государственный праздник.
 
А с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством здравствовали ца­рю. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоми­нание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, ког­да Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять со­крушенных сердцем... проповедовать лето Господне благоприятное».
 
Главное торжество совершалось в Москве на Собор­ной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который под­нимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жиз­ни, а народ в это время громко кричит: «Великому Го­сударю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни». Празднование Новолетия дополнялось первым пред­ставлением народу Царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатиле­тие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью.
 
А в 1598 году в Новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов, в память чего была воздвигнута церковь Святого Симеона Столпника на Поварской улице в Москве.
 
Посмотреть великолепие торжества Новолетия с па­перти Архангельского собора в XVII веке допускали иноземных послов и почтенных гостей. Например, за це­ремонией Новолетия при царе Алексее Михайловиче на­блюдали вместе с послами приглашенные донские и за­порожские казаки.
02 дек 2007, 23:46
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.