Последние новости
10 дек 2016, 19:10
Избранный президент США Дональд Трамп опроверг информацию о том, что он будет работать...
Поиск

» » » » Сочинение: "Где же познаётся истинное величие человека..." (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)


Сочинение: "Где же познаётся истинное величие человека..." (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

Сочинение: "Где же познаётся истинное величие человека..." (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)Первоначально рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в 1963-м, назывался «Не стоит село без праведника». По требованию цензуры и предложению Твардовского произведение получи­ло другой заголовок. Изменено было и время действия: вме­сто 1956 года обозначен 1953-й. Однако в последних издани­ях восстановлена прежняя дата — 1956 год.

Действие рассказа происходит на «сто восемьдесят чет­вертом километре от Москвы». Это точное указание места имеет важный смысл. С одной стороны, село расположено в центре Европейской России, недалеко от Москвы, с другой — подчеркнута удаленность, глушь описанных в рассказе кра­ев. А тараканье засилье в доме Матрены вызывает даже ассо­циацию с Тмутараканью, очевидной далью.

Здесь сохранился еще окончательно не умерший народ­ный, живой русский язык (это видно из названий деревень), но уже режет слух нелепое производственно-прозаическое наименование станции — Торфопродукт. В этой противоре­чивости — ключ к последующему пониманию контрастов быта и бытия.

Рассказчик, учитель-интеллигент, постоянно пишущий за тускло освещенным столом «что-то свое», поставлен в по­ложение стороннего наблюдателя-летописца, силящегося по­нять Матрену и все, «что с нами происходит». В то же время герой, обогащенный трагическим опытом лагерной жизни и ссылки в «горячей пустыне», тяготеет к «нутряной», народ­ной России с ее возможной благостностью, добротой и тиши­ной. Такой угол зрения рассказчика также многое объясняет в повествовании.
[sms]
Произведение состоит из трех глав. Первая глава включа­ет в себя развернутую экспозицию: историю поиска приста­нища и знакомства с хозяйкой дома, когда герой лишь на­блюдает за Матреной. Поэтому в этой части повествования особую роль приобретают описательные элементы: пейзаж, интерьер, портрет героини, упоминание о ее привычках. Но уже здесь автор высказывает важные суждения о характере своей хозяйки, ее исключительности и неповторимости, что вплотную подводит читателя к второй главе.

Именно здесь мы узнаем историю Матрены, ее биогра­фию, переданную в воспоминаниях. Темп повествования убыстряется, эпическое спокойствие рассказа сменяется дра­матизмом происходящего; в этой части сюжет достигает сво­ей кульминации (эпизод отсечения горницы) и получает раз­вязку (гибель героини). Резко обнажается контраст между Матреной и ее окружением (родственниками и соседями), и это подготавливает к восприятию третьей главы, являющей­ся эпилогом.

Здесь рисуются картины народной жизни, обогащенные фольклором (причитания, молитвенные песнопения), а за­тем снова начинают доминировать описательные формы (по­хороны, поминки, картина разрушения дома и двора), но Именно теперь в тревожном сознании рассказчика «выплыл» Истинный облик Матрены. Следовательно, вся композиция произведения подчинена познанию, художественному иссле­дованию характера героини на фоне жизни села, а значит, и целого края и самой России.

Создавая образ Матрены Васильевны, писатель опирался на конкретный прототип — Матрену Васильевну Захарову из деревни Мильцево. Знание этого факта усиливает ощущение подлинности рассказанного. Однако эта достоверность не противоречит широкому обобщающему характеру произве­дения.

В характеристике героини важную роль приобретает опи­сание избы, различных мелочей быта, немногих предметов (плакатов, фикусов, зеркала, котелка) и живности (колчено­гой кошки, мышей и тараканов), которые очень много гово­рят нам о самой сердобольной и одинокой хозяйке. А глав­ное — изображение избы становится описанием дома героини, картина Матрениного двора — раскрытием ее мира, а рассказ о быте — рассказом о бытии.

При характеристике облика, привычек и поведения Мат­рены Солженицын подчеркивает необычность, странность этой женщины, ее непохожесть на других. Это сказывается и в непритязательности ее одежды, и в полном отсутствии соб­ственности, и в пристрастии к тем атрибутам, которые созда­ют ощущение многошумной, неодинокой жизни (копоша­щиеся мыши, снующие тараканы, множество фикусов). Далекое и недавнее прошлое Матрены говорит нам о неисчис­лимых бедах, которые постоянно сваливались на ее голову (пленение жениха, гибель мужа, смерть шестерых детей, тя­желая болезнь), о тех бесконечных обидах, которые она тер­пела (обманы при расчете за адский труд, нищета, исключе­ние из колхоза, лишение пенсии, бездушие бюрократов).
 
Ее муки и страдания переданы так, что воспринимаются нами как выражение трагедии русской крестьянки вообще, и не только в послевоенный период жизни. История Матрены по­могла автору безмерно раздвинуть границы жизни тружени­цы во времени, возведя начало ее к войнам и революциям, а узкое пространство ее двора мысленно расширить до масшта-
бов всей страны. Так героиня Солженицына выросла в сим­вол русской женщины-страдалицы.

Но символичность образа Матрены заключена не только в ее судьбе, но и в ее характере. Несмотря на перенесенные не­счастья, она сумела сохранить исключительную доброту, ми­лосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим, огромное трудолюбие, незлоби­вость, терпеливость, независимость, деликатность. Потому она и замуж за Ефима пошла, что в его доме рук не хватало. Оттого она Киру на воспитание взяла, что нужно было участь Фаддея облегчить и как-то связать себя с его семьей. Любой соседке помогала, в соху во время пахоты шестой впряга­лась, на общие работы, не будучи колхозницей, всегда выхо­дила.
 
Чтобы помочь Кире, участком земли обзавелась, гор­ницу свою отдала. Даже кошку хромую из сострадания подобрала. В силу деликатности своей не желала помешать Другому, не могла обременить кого-то. В силу доброты своей бросилась помогать мужикам, увозящим часть ее избы. Она жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее круглое лицо. Автор не раз упоминает об этом, он часто фотографирует Матрену, чтобы уловить доро­гую ему «улыбку ее кругловатото лица». Сочная, певучая крестьянская речь дорисовывает образ героини. А страшная гибель ее выявляет и трагизм, ц возвышенность, и красоту этого характера, редкого и символического одновременно.

Вместе с гибелью Матрены рушится и ее дом. Эти события происходят параллельно. Разъятие надвое избы подготовило смерть героини, а смерть эта, в свою очередь, обусловила окончательное разграбление и уничтожение Матрениного дво­ра. На деревянную Русь наступает жестокий железный век.

Воплощением этого агрессивного мира зла и насилия с его грубой поступью и стальным лязгом, с его алчностью и без­жалостностью в рассказе становятся родственники, соседи и в первую очередь Фаддей. Озверелый стяжатель и жадный хищник, он неутомимо рыщет в поисках того, что можно прихватить, присоединить. Даже после гибели сына и Матре­ны, когда «дочь его трогалась разумом», а над зятем «висел суд», Фаддей метался с неразгибающейся спиной и свозил то, что осталось от горницы, к себе во двор и вел переговоры с сапожником-дезертиром о дальнейшем разделе имущества.

Все искажено в этом мире алчности. Плач переходит в по­литику, пение «Достойно есть» — в недостойное хвастовство и неприличное оживление, исполнение «Вечной памяти» — в беспамятство, ибо «никто в эту вечную память уже не вкла­дывал чувства». Бывший возлюбленный и жених является как некий «черный человек», предвещая несчастье, а потом становится непосредственным виновником гибели героини. Участницами гнусного дележа жалкого скарба Матрены ока­зываются сестры, соседки и другие родственники, которые соглашаются со словами золовки, все отзывы которой о Мат­рене «были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, по­могала чужим людям бесплатно...».
 
Не случайно горницу Матрены разбирают «как безумные»: ополоумел от жадности Фаддей, дочь «трогается разумом», «опасались за разум» Киры; по сходству с людьми даже «мышами овладело какое-то безумие». Они, не замечая этого, пребывают в мире неле­постей и безумия.

Таким образом, простая русская женщина Матрена во всех, своих поступках обнаруживает величие, прожив свою жизнь не суетясь и не размениваясь на мелочи, в то время как остальные герои рассказа нарушают гармонию мира и никогда не будут в согласии с самими собой.[/sms]
29 ноя 2007, 15:20
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.