Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Стихотворение И. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение: Стихотворение И. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение: Стихотворение И. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку» считается одним из программных, ключевых про­изведений автора. Для его понимания необходимо знать ос­новные элементы биографии автора.

Иосиф Александрович Бродский родился в 1940 году в Ленинграде. Стихи начал писать с 16 лет. В 1964 году против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в туне­ядстве. Его арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область. В 1965 году Бродскому все-таки разрешают вернуться в Ленинград, но в 1972 году емУ приходится эмигрировать. С этого времени он жил в США-В 1987 году Иосиф Бродский стал Нобелевским лауреатом по литературе.

Стихотворение Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» было написано к сорокалетию автора 24 мая 1980 года. Основная идея произведения — трагичность судь­бы поэта. Бродский метафорически преображает воспомина­ния о своей собственной жизни, переплетая ее с судьбами других художников слова.

Каждая строфа этого стихотворения является некоей мо­делью бытия. Первая отражает всевозможные формы отно­шения человека и общества: от изгоя и преступника («вхо­дил вместо дикого зверя в клетку», «выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке»), до свободы («жил у моря») и принадлежности к социальной элите («обедал черт знает с кем во фраке»). В первой же строчке заявлен мотив несвобо­ды: «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» Ассоциация очевидна: дикому зверю, как и творцу, нужна свобода — но всегда находятся силы, которые хотят эту свободу отнять. Слово клетка получает в тексте расширительное значение: тюрьма, камера, узилище, несвобода вообще. Вторая строфа вбирает в себя судьбы многих и многих представителей оте­чественной интеллигенции, которые стали жертвами ста­линских репрессий: вместо именичу них появились «клику­хи», вместо жизни—«срок».
[sms]
На мой взгляд, в стихотворении есть ассоциативная связь между образом лирического героя и образом Ф.М. Достоев­ского: именно в жизни этого писателя рулетка и вся связан­ная с нею гамма переживаний играли большую роль. В то же время рулетка — своеобразный вызов судьбе, игра случая, попытка выиграть, как правило неудачная. «Черт знает кто во фраке» — это представитель мира «сытых», с которым вы­нужден общаться лирический герой.

Вторая строфа отражает возможности обретения челове­ком предельных высот и сползания вниз: здесь есть предель­ная высота («с высоты ледника я озирал полмира») и дно, со­седствующее со смертью. Время этого стихотворения — СоРок лет жизни и в то же время вся вечность. Пространство цРоизведения очень велико: «полмира». Судьба творца тра- гична, поэтому в стихотворении возникает тема смерти: «трижды тонул, дважды бывал распорот».

На первый план в этой строфе выдвигаются пространство отчуждения и забвения. В стихотворении есть элементы био­графии автора: «бросил страну, что меня вскормила» (это проявление метонимии), в то же время автор с горечью гово­рит о том, насколько велико количество людей, не вспоми­нающих о нем: «из забывших меня можно составить город».

Третья строфа рисует всевозможные формы существова­ния, избранные личностью, при этом опять-таки избираются полярные состояния: свободный бродяга («Я слонялся в сте­пях, помнящих вопли гунна») и франт, зависимый от коле­баний вкуса («надевал на себя что сызнова входит в моду»), работяга («сеял рожь, покрывал черной толью гумна») и опустившийся алкоголик («не пил только сухую воду»).

Стихотворение отражает многогранный и сложный жиз­ненный опыт героя: «слонялся в степях», «сеял рожь»... Осо­бенно интересен оксюморон «сухая вода»» который означает, что герой пил все, потому что бывал в самых разных жизнен­ных ситуациях.

Далее мотив несвободы усиливается: герою снится «воро­неный зрачок конвоя». Это отражение темы конфликта ис­тинного творца и власти, которая не только стремится посто­янно наблюдать за героем, но лишить его свободы. В этом плане судьба лирического героя — лишь часть многостра­дальной и трагической судьбы русского поэта. Очевидна ас­социативная связь судьбы лирического героя с судьбами дру­гих русских поэтов: Мандельштам (мотив несвободы), Ахматова (конфликт с властью), Цветаева (мотив эмигра­ции, изгнания). Таким образом, творчество Бродского ока­зывается включенным в целостный литературный процесс.

Предпоследняя, четвертая строфа резюмирует реакции внутреннего мира на жизнь, и все они связаны с болью:

Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Лирический герой не позволял себе воя. Почему? Дело в том, что человек воет, когда чувствует смертельную тоску или предельное отчаяние. Это означает, что герой Бродского не отчаялся и сохранил жажду бытия. Далее Бродский гово­рит, что «перешел на шепот». В этом есть проявление мудро­сти, которая приходит с возрастом: шепот лучше слышат, по­тому что внимательнее слушают. Кроме того, здесь отражена жизненная позиция самого Бродского: философия абсенте­изма, то есть неучастия в политической и активной общест­венной жизни. Эту философию Бродский исповедывал, стре­мясь глубже проникнуть в высшие категории бытия, понять смысл жизни («Письма римскому другу»).

Итоги, к которым приходит поэт, весьма неутешительны: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. / Только с горем я чувствую солидарность». Жизнь представляется че­ловеку «длинной» только в том случае, если ничто его в ней больше не радует. В авторском переводе стихотворения на английский язык поэт выражает свои чувства гораздо более жестко: «What should I say about life? That it's long and abhors transparence. / Broken eggs make me grieve; the omelet­te, though, makes me vomit» («Что сказать мне о жизни? Что длинна и не выносит ясности. Разбитые яйца вселяют грусть, а омлет вызывает рвоту»).

Жизнь кажется герою длинной, потому что время летит быстро только в счастливой жизни. Это подтверждено и в. тексте: «Только с горем я чувствую солидарность». Но лири­ческий герой принимает жизнь такой, какая она есть:

Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.
[/sms]
29 ноя 2007, 14:46
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.