Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Проблема нравственного выбора человека (по повести В. Быкова «Сотников»)


Сочинение: Проблема нравственного выбора человека (по повести В. Быкова «Сотников»)

Сочинение: Проблема нравственного выбора человека (по повести В. Быкова «Сотников»)Война — это особое состояние бытия, когда человеку при­ходится снимать все свои привычные социальные маски и представать таким, какой он на самом деле есть. И очень час­то в этом случае даже собственные представления человека о себе начинают расходиться с тем, каков он в обычной обста­новке. Это выявляется прежде всего в ситуациях выбора, ко­торые война постоянно предлагает человеку.

Во многих произведениях русских писателей о войне ху­дожественные образы становятся глубинными символами, ситуации выбора начинают осмысляться прежде всего с фи­лософских позиций. Это особенно характерно для жанра во­енной повести. Прозаики тем самым продолжают размышле­ния своих предшественников над вечными вопросами о природе добра и зла, о степени ответственности человека за собственные поступки, продиктованные вроде бы необходи­мостью, внешними по отношению к человеку обстоятельствами. Целый ряд писателей создали настоящие шедевры, посвященные этой проблеме: это Виктор Некрасов, Константин Симонов, Виктор Курочкин, Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие. Это основная тема и одной из самых знаменитых повестей Василя Быкова — «Сотников».

Для прозы Быкова зачастую характерно слишком прямо линейное противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души некоторых ге­роев раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необхо дим момент истины, ситуация категорического выбора, сра­зу проявляющая истинную сущность человека. Рыбак — герой повести «Сотников» — полон жизненных сил, не знает страха, и товарищ Рыбака, хворый, не отличающийся мо­щью, с «тонкими кистями рук» Сотников постепенно начи­нает казаться ему только лишней обузой. Действительно, во многом по вине последнего вылазка двух партизан за прови­зией закончилась провалом.
[sms]
Сотников — сугубо штатский человек, до 1939 года рабо­тал в школе; физическую силу ему заменяют упрямство и упорство. Именно упрямство трижды побуждало Сотникова к попыткам выйти из окружения, в котором оказалась его разгромленная батарея, прежде чем герой попал к партиза­нам. О Рыбаке мы узнаем, что он с 12 лет занимался тяже­лым крестьянским трудом и потому легче переносил физиче­ские нагрузки и лишения.

Обращает на себя внимание то, что Рыбак склонен к нрав­ственным компромиссам. Так, он терпимее, чем Сотников, относится к старосте Петру и не решается осудить того за службу немцам. Сотников же к компромиссам не склонен во­обще, что, по мысли Быкова, свидетельствует не об ограни­ченности героя, а о его действительно прекрасном и абсолют­но правильном понимании законов войны. Действительно, в отличие от Рыбака, Сотников уже познал, что такое плен, я сумел с честью выдержать это испытание, потому что не шел на компромиссы с совестью.

Моментом истины для Сотникова и Рыбака стали арест, сцена допроса и казни. Рыбак, прежде находивший выход из любого положения, пытается перехитрить врага, не понй' мая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет я предательству, потому что собственное спасение уже поставил выше законов чести, товарищества. Он шаг за шагом уступает противнику, отказавшись сначала думать о спасении,
укрывшей их с Сотниковым женщины, потом о спасении са­мого Сотникова, а потом и собственной Души. Оказавшись в безвыходной ситуации, Рыбак перед лицом неминуемой смерти струсил, предпочтя звериную жизнь человеческой смерти. Спасая себя, он не только собственноручно казнит бывшего товарища — у него не хватает решимости даже на иудину смерть: символично, что повеситься он пытается в уборной, даже в какой-то момент почти готов броситься голо­вой вниз — но в итоге не решается. Однако в духовном отно­шении Рыбак уже давно мертв, и самоубийство не спасло бы его от клейма предателя.

Однако Сотников, изувеченный в подвале полицейской управы, не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем самым спа­сти их, но для него очень важно достойно умереть. Личная этика этого героя очень близка христианской — положить душу «за други своя», не стараясь купить мольбами или пре­дательством недостойную жизнь. Еще в детстве случай со взятым без спросу отцовским маузером научил его всегда брать на себя ответственность за собственные проступки.

Многие утрачивают представления о Высшей справедли­вости и даже ее существовании, некоего Высшего суда, перед которым ответственны все без исключения. Таким высшим судом для неверующего Сотникова становится мальчик в буденновке, который олицетворяет в повести будущее поколе­ние. Как когда-то на самого героя оказал сильное влияние подвиг русского полковника, во время допроса отказавшего­ся отвечать на вопросы врага, так и он совершает подвиг на глазах мальчишки, словно бы передавая своей гибелью нрав­ственный завет тем, кто остается жить на земле. Перед ли­цом этого суда Сотников даже усомнился в своем праве «тре­бовать от других наравне с собой». И здесь можно усмотреть скрытые переклички между образом Сотникова и Христом: оба погибли мучительной, унизительной смертью, предан­ные близкими людьми, во имя человечества.

Подобное осмысление Быковым событий произведения в ах проекции на «вечные сюжеты» и нравственные ориентиры мировой культуры, и прежде всего на заповеди, оставлен­ные Христом человечеству, вообще характерно для военной повести, если она ориентируется на философическое осмыс­ление ситуации нравственного выбора, в которую ставит вой­на человека.

Военная проза помогла понять, почему победила армия, многие командиры которой были арестованы и казнены в 30-х годах; почему самую страшную в истории человечества вой­ну выиграла страна, пережившая революцию, Гражданскую войну и сталинский террор. Оказывается, именно потому, что часто победа зависит не от уровня материально-техниче­ской оснащенности армии, но от того, достаточно ли в ней людей, которые в ситуации категорического выбора сделают его не в свою практическую пользу, а в пользу высших цен­ностей жизни. И именно теме нравственной победы и полно­го нравственного поражения посвящена повесть Василя Бы­кова.[/sms]
29 ноя 2007, 14:31
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.