Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского


Сочинение: Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Сочинение: Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского С творчеством А.Т. Твардовского связаны многие страни­цы русской литературы XX века. Он писал в своей автобио­графии: «Родился я в Смоленщине, в 1910 году, на хуторе Пустоши Столпово... В жизни нашей семьи бывали изредка Оросветы относительного достатка, но вообще жилось скудно а трудно...» Поэт сумел создать поэтический «портрет» рус­ского национального характера. Еще в «Стране Муравии» он вписывает его в жизнь вымышленной сказочной страны, которая заимствована поэтом «из крестьянской мифологии и означает скорее всего некую конкретизацию вековечной му­жицкой мечты, мечтаний и легендарных слухов о «вольных землях», о благодатных дальних краях, где текут молочные реки и кисельные берега...».

Позже условная фигура удачливого воина Василия Тер­кина превратилась под его пером в прекрасный образ народ­ного героя. В русском солдате Твардовский подчеркивает в первую очередь не ратные, а мирные черты, выражает их в живом, обаятельном персонаже. Твардовский намеренно не индивидуализирует своего героя («рыжесть Теркину ней­дет»). В «Василии Теркине» проявились народные корни по­эзии Твардовского: обращение к фольклорной традиции; на­родная нравственность как основной угол зрения; образность и интонация народной песни, народный юмор, рефрены (т.е. повторы). Создание следующей поэмы «Теркин на том свете» длилось с 1954 по 1963 гг.
 
Автор здесь обращается к малоиз­вестной ныне психологической ситуации: победитель возвра­щается с фронта и оказывается в царстве бюрократической затхлости, из фронтового братства — в канцелярии, из свобо­ды — в мертвой системе. Теркин совершенно несовместим с порядками «на том свете». Он — человек, не приемлющий мертвой казенщины. Язык поэтического героя — меткий, остроумный, веселый, живой — самим своим строем спорит с канцеляризмами персонажей-бюрократов, изъясняющихся коряво и черство. Бюрократическая система безлика и тем­на, трудно герою пробить эту слаженную машину. И поэма становится поэтической пародией на систему, пародией ед­кой и меткой.
[sms]
Итоговая поэма Твардовского, опубликован­ная в России уже после его смерти — «По праву памяти»-Главный ее пафос — борьба против сталинщины, против по­пыток преуменьшить то горе, которое она принесла народу против участившихся попыток зачеркнуть в памяти всю горькую правду истории. Монолог лирического героя вбира' ет в себя голоса эпохи, голоса репрессированных людей, яс0' вых и павших, голоса загубленных и обездоленных поколе­ний. Завершенная в 1969 году, поэма пришла к читателе только в 1987-м. С ним получили завершение главные моти­вы творчества поэта. Стихотворения его на первый взгляд — безыскусны, естественны, как повседневная речь, в них нет никаких приукрашиваний, но ведь это и есть высочайшее мастерство: когда поэзия становится естественной стихией в художественном мире автора.

Лирические стихи Твардовского глубоко философичны. Они исполнены ощущения полноты человеческого бытия. Поэт утверждает мысль о торжестве жизни над смертью. По­следний вздох человека был бы «невыносимо страшен», не будь «всегда при нас /Ни детства дней, ни молодости нашей, /Ни жизни всей в ее последний час». Смерть у поэта только усиливает остроту счастья жить на земле. Как можно было бы любить «Весь этот мир, бегущий мимо», если бы не было угрозы его исчезновения? Внутреннее обогащение лирики Твардовского осуществлялось с годами не столько за счет расширения, сколько в результате углубления ее тематики. Запахи родного края для поэта теперь уже не только волную­щие приметы родной природы, но и позывные далекого про­шлого, куда человек стремится попасть «по. уходящей в дет­ство стежке».

Тема матери впервые прозвучала у Твардовского еще в тридцатые годы. Но в шестидесятых семистрочная миниатю­ра «Матери», это обжигающее затаенной нежностью и ка­кой-то недоговоренностью сыновнее признание, вдруг раз­вертывается в новый шедевр — цикл стихотворений «Памяти матери». Новые стихи — это и светлый облик род­ного человека, сопричастного милой сердцу поэта крестьян­ской жизни, но это и печальное раздумье автора о трансфор­мации многих основ привычной жизни.

У Твардовского было удивительное поэтическое зрение. Оно фиксирует не мгновенное состояние природы, а ее изме­нения на протяженном отрезке времени — дня в его суточ­ных фазах, года в его календарном круговороте. Поэту мало заметить, как «отыграли по дымным оврагам / Торопливые воды весны».

Самая любимая из фаз протекающего в лирике Твардов­ского времени — день, полноценно прожитый человеком. День — философическое звено в художественной системе по­эта, ему посвящен целый ряд стихотворений («Просыпаюсь по-летнему...», «День прошел» и другие). Дни он называет «полными добра», «днями-подарками» и сравнивает их с ан­тоновскими яблоками.

Именно днем можно увидеть такие красивые детали окру­жающей природы:

Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле —
Вдруг порозовели
По-вербному березняки.


А. Твардовский, чего бы ни касался в своем разговоре с читателем, говорит всерьез, с покоряющей мужественной прямотой. Это тоже современный взгляд на поэта-граждани­на. Требовательность к себе дает поэту право быть требова­тельным и к читателю. У него есть такие строки:

Ты тоже — всякий на поверку,
Бываешь — мало ли какой.


Это — продолжение большого спора, когда поэт выступа­ет против абстрактных оценок и категорий, за деловое, кон­кретное представление о людях:

То был порыв души артельной,
Самозабвенный, нераздельный, —
В нем все слилось — ни дать, ни взять:
И удаль русская мирская,
И с ней повадка заводская,
И строя воинского стать.

«Дорогой и трудный» герой остается для Твардовского главным. Это предполагает психологическую углубленность в тип человека, поэтическое исследование личности.

Поэт славит жизнь за те чувства и мысли, которые она ему дарит:

Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем...

IP От поэтизации происходящих социальных изменений до глубокого психологического исследования личности в эпоху трагических исторических катаклизмов — такова широкая проблематика поэзии А.Т.Твардовского. [/sms]
29 ноя 2007, 14:26
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.