Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Тема Гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Сочинение: Тема Гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Сочинение: Тема Гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»Тема Гражданской войны появилась в русской литерату­ре в 20-е годы XX века. Осмысление этого явления шло в двух направлениях. Одни писатели считали, что большевики защищают свои идеалы и новую справедливую власть, и восхи­щались их подвигами и верностью^идее (например, А.А. Фаде­ев в романе «Разгром»). Другие размышляли о братоубийст­венном характере Гражданской войны и делали вывод, что война — это всегда кровь, смерть, Несчастье и оправдания ей быть не может (например, М.А. Шолохов в «Донских расска­зах» и романе «Тихий Дон»). М.А. Булгаков в романе «Белая гвардия» (1925) посмотрел на происходящие события глаза­ми других людей, тех, кто утратил все, попав под колеса ис­тории.

Это произведение сам автор любил больше всех других ве­щей. В 1925 году роман воспринимался одновременно и как современный, злободневный (на страницах романа как бы за­вывала буря Гражданской войны, очевидцем или участни­ком которой читатель был еще вчера), и как исторический. Такое положение дел обусловило эпохальную значимость книги.

Мы оказываемся свидетелями напряженных событий в Городе (именно так обозначено место действия в романе, хотя Булгаков дает много подсказок, позволяющих опознать в Городе Киев). Здесь сменяются правители (гетман, Петлю-ра), здесь грабят, убивают, здесь идет настоящая война, ар­мии наступают и бегут. Важно обратить внимание на эпигра­фы к частям романа. Словами о страшном буране из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина Булгаков указал, как сложно найти верную дорогу в буране, сколько мужества и выносливости нужно, чтобы не сбиться с пути и выбраться из снежного ада. Смысл второго эпиграфа абсолютно прозра­чен: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сооб­разно с делами своими...» Булгаков подчеркивает, что перед лицом истории все оказываются равны, независимо от убеж­дений и политических взглядов. Нравственные, «вечные» ценности выходят на первый план. Эту философскую мысль автор раскрывает на примере семьи Турбиных.
[sms]
Милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных внезапно оказывается в центре великих событий, становится свиде­тельницей и участницей дел страшных и удивительных. «Ве­ликий и страшный» 1918 год ознаменован несчастьем в се­мье Турбиных — смертью матери. Это несчастье сливается другой страшной катастрофой, уже не семейной, — круше­нием старого, казалось бы прочного и прекрасного мира.

В романе Булгакова два пространственных масштаба — малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти противопоставлены друг другу. Дом Турбиных, островок теп­ла и спокойствия в занесенном снегом пространстве, проти­востоит внешнему миру, где царят разрушение, ужас, смерть. Но Дом не может отделиться, он часть города, а го­род, в свою очередь, — часть огромной страны.

«Там», за окнами (а читатель как бы находится в доме Турбиных), — беспощадное разрушение всего, что было цен­ного в России. «Здесь», в доме, — непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходи­мо при любых обстоятельствах, что это осуществимо. Здесь тепло, здесь уютно, одним словом, здесь — дом, наполненный воспоминаниями. Здесь время словно остановилось: «...Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамскии Плотник, и голландский изразец, как мудрая скана, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

А за окнами — «восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей». Но Алексей Турбин с тревогой думает не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитан­скую Дочку сожгут в печи». Каждый член этой семьи думает не о себе, а о доме и о семье. Исключение составляет лишь ка­питан Тальберг, муж Елены. Он уезжает из Города, скрыва­ясь от опасности. Но его предательство способствует сплоче­нию остальных: большая семья включает не только самих Турбиных, но и Анюту, выросшую в их доме, и нескладного Лариосика, родственника Тальберга; к тому же к Турбиным часто приходят гости, тоже почти родные люди.

Именно такая, дружная, сплоченная, семья может вы­жить в страшной мясорубке Гражданской войны, которая в романе Булгакова приобретает апокалипсические черты. В Городе происходит постоянная смена власти, оборачиваю­щаяся фактическим безвластием. Гетман, Петлюра, больше­вики — жители теряют ориентиры, они не знают, кто побе­дит в этой бессмысленной и жестокой войне. Страшно выйти на улицу, так как там могут ранить и даже убить. Причем страшнее, если ранят, — это может подвергнуть опасности всю семью: раненого Алексея Турбина нельзя даже отпра­вить в госпиталь, потому что, как говорит доктор, «черт зна­ет что делается в городе».

В военное время забываются вековые традиции оказания последних почестей мертвым: когда Николка пытается разы­скать убитого Най-Турса, ему приходится посетить помеще­ние «за самыми ужасными дверьми», где стоит «страшный тяжелый запах» и человеческие тела, мужские и женские, без разбору, лежат, «как дрова в штабелях», а сторож грубо Раскидывает их, стараясь вытащить нужное.

Гражданская война «выпячивает» в людях те черты, ко­торые не проявляются во время мирной жизни: трусость Ва­силисы («Ежели в случае чего, так он и ляпнет кому угодно, что Алексея ранили, лишь бы только себя выгородить»), храбрость Най-Турса (угрожая кольтом генералу, старшему по званию, требует выдать валенки солдатам, потому что они должны идти в наступление в сильнейший мороз).

Повсюду смерть, холод, страх. Страхом и растерянностью обывателей пользуются грабители, вроде тех двоих, которые ограбили Василису. Но, несмотря ни на- какие невзгоды, в доме Турбиных горит свет и живут люди. Живут, пытаясь, не потеряв чести, достоинства и веры (вспомним, как моли­лась Елена о выздоровлении Алексея), выжить в это тяжелое время. Роман закачивается, когда Гражданская война еще в самом разгаре, и мы не можем знать, доживут ли герои до ее окончания. Елена видит страшный сон о Николке и думает, что он умрет. Но в ту же ночь маленький мальчик Петька Щеглов, который «не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни демоном», видит другой сон, «простой и радо­стный, как солнечный шар», — это значит, что даже в тяже­лое время возможно счастье.

В конце романа мы видим, как крест Владимира над Днепром «превратился в угрожающий острый меч», кото­рый нависает над Городом, над страной, над всем миром. Но «...он не страшен. Все пройдет». Пройдут страдания, кончит­ся война, не будет ни Петлюры, ни большевиков. Если не ве­рить в это, разве можно выжить в такое время?![/sms]
29 ноя 2007, 14:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.