Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение: Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение: Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (восприятие, истолкование, оценка)Основной темой в творчестве С.А. Есенина является тема родины, России. Именно она вызывала в сознании поэта по­ток чувств и эмоций, и в зависимости от периода творчества Есенина менялось его настроение от общения с родной стра­ной. Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» вы­зывает у читателя ощущение печали, грусти, как будто про­никаешься, с одной стороны, теплым чувством поэта к своей Родине, а с другой — жалеешь вместе с ним об утраченном и несбывшемся.

Стихотворение написано в 1925 году, в последний год жизни поэта, когда период активного неприятия действи­тельности уже прошел и началось философское осмысление происходящего. В произведении уже нет трагизма: Есенин не принял перемен, но смирился с ними, понимая, что пути его и нового государства разошлись и никогда не пересекут­ся. Лирический герой чувствует себя чужим, безнадежно от­ставшим от убегающей вперед жизни, поэтому внутренне он готов к смерти, и она не вызывает у него ужаса.

Две первые строчки стихотворения рисуют перед читате­лем невеселую картину русской природы. Образы ковыля —-сухой, колючей травы, которая «спит»; полыни — горькой травы, символа тяжелой доли, в сочетании с эпитетом «свин­цовой» усиливают ощущение безнадежности. Однако лири­ческий герой называет равнину «дорогой» и подчеркивает зависимость своего душевного состояния от Родины:

Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Вопрос, сформулированный во втором четверостишии, отчасти является риторическим, так как Есенину не нужен ответ на него: любовь к Родине является непреходящим чув­ством, не зависящим от того, что происходит в государстве. Есенин понимает, что «голубая Русь» исчезла навсегда, что Крестьянский рай на земле не наступил, однако разлюбить Россию выше его сил. Жить в России возможно, только «ра- дуясь, свирепствуя и мучась», но жить без России невозмож­но вообще.
[sms]
Есенин использует приемы, которые характерны для его ранней лирики: олицетворения («плачут вербы», «шепчут тополя»), образы деревьев, яркие эпитеты («свет луны, таин­ственный и длинный»), звуки («окрик журавлиный»). Та­ким образом поэт хочет показать, что его представление о Ро­дине не изменилось, изменилась только окружающая действительность. Жизнь Есенина осталась в прошлом, но­вая Россия разрушила старую деревню — «золотую бревен­чатую избу», — а заодно и судьбу самого поэта. И если он не может сохранить живую Русь на самом деле, не может побе­дить врага, то хотя бы в творчестве, что является самым главным для поэта, он остается верен «чувству Родины». Не случайно в стихотворении «Русь советская» Есенин напи­шет:

Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.


Именно призвание поэта, понимание его миссии на земле позволяют Есенину смириться с теми потерями, которые по­несла его Русь.

Особая тоска преследует лирического героя по ночам, ко­гда обостряются все чувства, когда враждебный мир надвига­ется со всех сторон. В 1921 году Есенин написал стихотворе­ние «Мир таинственный, мир мой древний...», в котором одним из основных становится образ врага, в схватку с кото­рым вступает лирический герой, предчувствуя «черную ги­бель». Этот враг железный, так как железо для Есенина — символ всего мертвого; неживое противопоставляется живо­му организму деревни, в частности полю, которое, как одушевленное существо, гибнет в муках:

Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.

Естественно, что лирический герой не находит себе места во враждебном мире, он гибнет в битве с железным зверем-Свои ощущения он передает в следующих строчках:

Как и ты — я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.


В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» опять появляется образ врага. Лирический герой признает его силу, страдает от невозможности справиться с ним, от безнадежности ситуации. Враг изменил Россию, обновил ее, но это обновление чуждо лирическому герою. Глагол «брыз­жет» (новью) усиливает впечатление, поляны и луга, кото­рые составляют живую душу Родины, как бы «забрызганы» новой жизнью, а значит, их уже невозможно очистить, вер' нуть к прошлому. Поэт указывает, что его судьба неотдели­ма от судьбы России, используя местоимение «мои» (поля­ны и луга). И поскольку «голубая Русь» осталась рядом с родимым домом, который лирический герой вынужден был покинуть («Я покинул родимый дом, / Голубую оставил Русь»), то он не видит для себя будущего, его судьба предре­шена.

Есенин признает, что новое, юное должно сменять старое, но ему трудно смириться с тем разрушением и уничтожением старого, которое несет с собой «чужая юность». Лирический герой отвержен новой жизнью, ему нет в ней места: поэт ис­пользует причастие «теснимый» по отношению к лирическо­му герою, и читатель почти физически чувствует, как героя «выдавливают» из стройных рядов новых людей.

У лирического героя остается одно желание — умереть, и это закономерно: он умирает вместе со своей Россией, и эта смерть дарит ему ощущение покоя. Хочется вспомнить, что в философской лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова смысл жизни человека определен как свобода и покой. В этом Есенин продолжает традиции русской классической поэзии. Однако его лирический герой умирает с чувством любви, люб-ви к своей Родине. В последнем четверостишии Есенин ис­пользует лексический повтор слов «любимой», «любя», с по­мощью которого поэт делает акцент на чувстве любви к ^°Дине, причем она включает все, что окружает лирического героя:

.. .Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!


Таким образом, в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» С.А. Есенин подводит итоги своей жизни и своего отношения к Родине. Ему оказалось не по дороге с новой вла­стью, а главное — с новой страной. Есенин чувствовал себя «попутчиком», то есть осознавал, что жизнь со всеми ее пере­менами просто проносится мимо, а он никак не может за ней угнаться.[/sms]
29 ноя 2007, 11:51
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.