Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Образ Родины в лирике С.А. Есенина
У раннего Есенина можно найти и типичные российские пейзажи, и характерные для России той поры жанровые картинки.
Россия для Есенина — прежде всего древняя патриархальная «Русь», своего рода застывшее время и пространство, в котором не предполагается никакое движение, а всякий прогресс губителен. Отсюда — антиурбанизм, отрицательное отношение к индустриальным символам (излюбленным для футуристов). В одном из стихотворений цикла «Сорокоуст» используется выразительная метафора, передающая драматическую коллизию города и деревни, как ее видел в то время поэт (эта метафора стала хрестоматийной: летящий по рельсам паровоз и не поспевающий за ним жеребенок: «Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится? / Неужель он не знает, что живых коней / Победила стальная конница?»).
Первоначально Есенин принял Октябрьскую революцию («Товарищ», «Инония», «Преображение», «Иорданская голубица», «Пантократор»), однако симпатия к ней у Есенина была не политическая, а, как и у Блока, отвлеченно-философская: это соответствовало его утопической мечте о построении «мужицкого рая». Но, так как революция большевиков была по преимуществу пролетарской и индустриальной и на деле имела мало общего с утопией «мужицкого рая», тоска по «Руси уходящей» со временем одержала верх в сознании Есенина над революционной утопией («Страна негодяев», «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Спит ковыль. Равнина дорогая...» и другие). Поэт разочаровался в революции, и только незадолго до смерти пытался написать кое-что по «социальному заказу».
[sms]
В цикле «Персидские мотивы» сквозь воспевание красот Востока пробивается искренняя, незабываемая любовь к Родине. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», посвященном восточной красавице, тема любви к России вспыхивает ярко и неожиданно. Например, у восточных поэтов прошлого можно найти такие особенности, как совпадение Первой и последней строк в каждой строфе, обращение к вое- точной красавице, которым обрамляется произведение с начальной и заключительной строф. Но в этой форме поэт выражает образы родной земли: волнистой ржи, рязанских раздолий и т. п. Ключевой оказывается первая строфа. Вторая ее строчка повторяется во второй строфе, третья строка — в начале и в конце третьей строфы; четвертая строка образует подобное кольцо в четвертой строфе и т. д. В результате каждый стих первой строфы встречается в произведении трижды.
Обращение к экзотике (южной или восточной) имеет четкую традицию в романтической поэзии XIX в. Особенно показательным может быть сравнение с пушкинским южным посланием «Эллеферия, пред тобой...». В обоих стихотворениях герой обращается к чужеземной красавице со словами любви, подчеркивая при этом свое происхождение (у Пушкина: «Твоей красоте / Вредна холодная Россия»; у Есенина: «Потому что я с севера, что ли...»).
Стихотворение, в сущности, построено на одной развернутой метафоре: герой сравнивает собственные кудри (выразительная деталь подлинного есенинского портрета) с «волнистой рожью при луне». Все образы стихотворения так или иначе связаны с этой метафорой, ни о чем другом почти не говорится. Композиционный центр стихотворения — третья строфа, где появляется метафора любовного переживания:
Я готов рассказать тебе поле.
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
В следующей, предпоследней, строфе неожиданно возникает новый мотив: печальное воспоминание о родине: «Не буди только память во мне / Про волнистую рожь при луне...» Этот, типично романтический в своих истоках, мотив созвучен пушкинскому: «Не пой, красавица, при мне / Ты песен Грузии печальной...» В последней строфе обнаруживается основной смысл атого высказывания: речь идет о
русской девушке, которую не может забыть влюбленный в Шаганэ герой. Образ далекой возлюбленной («Там, на севере, девушка тоже, / На тебя она страшно похожа. / Может, думает обо мне...») навеян традиционными романтическими мотивами. Можно обратить внимание также на ритмический сдвиг: стих «Может, думает обо мне» является дольником, и таким образом нарушается анапест — основной размер стихотворения. Нарушение ритма имеет смысловое значение: оно так же передает волнение, как и отклонения от правильного синтаксиса.
Природа и родина неразрывны в творчестве Есенина. Своеобразие его стихотворений в том, что в них передано чувство единства с родной природой, с языком простого народа. Уже в раннем творчестве Есенина его самой сильной стороной было лирическое изображение русской природы, зримые образы родного пейзажа, через которые он выражал свою любовь к Родине:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
Часто в пейзаже много печали и горя убогой деревни («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь»). Однако Есенин видел родные края и другими: в радостном весеннем убранстве, с синевой небес и цветением трав, с весенними реками и зелеными рощами, окрашенными в светлые тона: «заголубели долы», вокруг «синяя ширь», вечерами встают «малиновые зори».
Боль и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это вылилось у Есенина в светлые, задушевные строфы:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
От проникновенных стихов о красоте родной земли Есенин пришел к раздумьям о судьбах России в «суровые грозные годы»:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
После революции все чаще появляются у Есенина стихи, полные душевного смятения, и тревоги, грусти об уходящей вместе с деревенской Русью в прошлое юности, о собственном призвании и о том, сможет ли он петь по-новому. Тема Родины получает дальнейшее развитие. На смену «Руси уходящей», еще недавно горячо любимой поэтом и воспетой им, приходит новый образ Родины. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность...» Есенин с горечью говорит о бедности и нищете «полевой России», «усохших вербах», лачугах и сохах, «тележной песне колес», страстно желает видеть «мощь родной страны»:
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною.
Видеть бедную, нищую Русь.
Какие бы перипетии ни ожидали поэта, Есенин находит верный путь к пониманию своего места на Родине:
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
В автобиографии поэт писал: «Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Творчество Есенина — одна из самых прекрасных страниц в русской поэзии. Стихи его совершенны по форме, они просты и глубоки по мысли, необыкновенно лиричны и напевны. [/sms]
Обращение к экзотике (южной или восточной) имеет четкую традицию в романтической поэзии XIX в. Особенно показательным может быть сравнение с пушкинским южным посланием «Эллеферия, пред тобой...». В обоих стихотворениях герой обращается к чужеземной красавице со словами любви, подчеркивая при этом свое происхождение (у Пушкина: «Твоей красоте / Вредна холодная Россия»; у Есенина: «Потому что я с севера, что ли...»).
Стихотворение, в сущности, построено на одной развернутой метафоре: герой сравнивает собственные кудри (выразительная деталь подлинного есенинского портрета) с «волнистой рожью при луне». Все образы стихотворения так или иначе связаны с этой метафорой, ни о чем другом почти не говорится. Композиционный центр стихотворения — третья строфа, где появляется метафора любовного переживания:
Я готов рассказать тебе поле.
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
В следующей, предпоследней, строфе неожиданно возникает новый мотив: печальное воспоминание о родине: «Не буди только память во мне / Про волнистую рожь при луне...» Этот, типично романтический в своих истоках, мотив созвучен пушкинскому: «Не пой, красавица, при мне / Ты песен Грузии печальной...» В последней строфе обнаруживается основной смысл атого высказывания: речь идет о
русской девушке, которую не может забыть влюбленный в Шаганэ герой. Образ далекой возлюбленной («Там, на севере, девушка тоже, / На тебя она страшно похожа. / Может, думает обо мне...») навеян традиционными романтическими мотивами. Можно обратить внимание также на ритмический сдвиг: стих «Может, думает обо мне» является дольником, и таким образом нарушается анапест — основной размер стихотворения. Нарушение ритма имеет смысловое значение: оно так же передает волнение, как и отклонения от правильного синтаксиса.
Природа и родина неразрывны в творчестве Есенина. Своеобразие его стихотворений в том, что в них передано чувство единства с родной природой, с языком простого народа. Уже в раннем творчестве Есенина его самой сильной стороной было лирическое изображение русской природы, зримые образы родного пейзажа, через которые он выражал свою любовь к Родине:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
Часто в пейзаже много печали и горя убогой деревни («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь»). Однако Есенин видел родные края и другими: в радостном весеннем убранстве, с синевой небес и цветением трав, с весенними реками и зелеными рощами, окрашенными в светлые тона: «заголубели долы», вокруг «синяя ширь», вечерами встают «малиновые зори».
Боль и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это вылилось у Есенина в светлые, задушевные строфы:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
От проникновенных стихов о красоте родной земли Есенин пришел к раздумьям о судьбах России в «суровые грозные годы»:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
После революции все чаще появляются у Есенина стихи, полные душевного смятения, и тревоги, грусти об уходящей вместе с деревенской Русью в прошлое юности, о собственном призвании и о том, сможет ли он петь по-новому. Тема Родины получает дальнейшее развитие. На смену «Руси уходящей», еще недавно горячо любимой поэтом и воспетой им, приходит новый образ Родины. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность...» Есенин с горечью говорит о бедности и нищете «полевой России», «усохших вербах», лачугах и сохах, «тележной песне колес», страстно желает видеть «мощь родной страны»:
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною.
Видеть бедную, нищую Русь.
Какие бы перипетии ни ожидали поэта, Есенин находит верный путь к пониманию своего места на Родине:
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
В автобиографии поэт писал: «Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Творчество Есенина — одна из самых прекрасных страниц в русской поэзии. Стихи его совершенны по форме, они просты и глубоки по мысли, необыкновенно лиричны и напевны. [/sms]
29 ноя 2007, 11:47
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.