Последние новости
22 янв 2017, 11:52
Минобороны Азербайджана заявило в воскресенье о 51 нарушении режима прекращения огня на...
Поиск

» » » » Сочинение: Образ Руси в поэзии А.А. Блока


Сочинение: Образ Руси в поэзии А.А. Блока

Сочинение: Образ Руси в поэзии А.А. Блока Тема Родины — одна из вечных тем в поэзии — обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную эпоху, в удивительное время, когда решалась судьба России, когда страна испытывала одно потрясение за другим. Как русский поэт, Блок не мог не думать о: своей стране, не мог не попытаться запечатлеть в стихах ее меняю­щийся облик. Со щемящей болью в душе поэт писал: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» И своими трепет­ными стихами о Родине давал ответ на этот вопрос.

Обращаясь к К.С. Станиславскому, Блок писал 9 декабря 1908 года: «...Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жиз­ненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с на­чала своей сознательной жизни...»

В ранней поэзии А. Блока тема России еще не являлась ведущей, хотя поэт не раз обращался к русским пейзажам и фольклорным образам. В одном из стихотворений возникает такая поэтическая картина:

Все деревья стоят как в сиянье.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали
И близка, и ясна очертаньем.

[sms]
Значительно чаще к теме Родины Блок начинает обра­щаться во второй период творчества. После первой русской революции патриотическое чувство поэта обострилось. В 1906 году Блок пишет стихотворение, которое он уже цели­ком связывает с Россией. Характерно, что оно и называется ее древним именем — «Русь». Правда, поэт изображает здесь сказочную, заповедную страну — с колдунами, ведунами, га­дателями эпохи седой старины. Блок вводит в свое стихотво­рение народное творчество и крестьянские поверья. А это ведь тоже достояние Родины. Отчизна предстает в этих сти­хах «дремучей», «колдовской», «почивающей в тайне». Это ее состояние кажется поэту прекрасным:

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.


Но за этой сказочной красотой Блок прозревает и печаль­ные картины: крестьянское «утлое жилье», «вихрь в голых прутьях», нищету. Пока эти социальные мотивы звучат роб­ко. Но вскоре, в 1908 году, они получают свое развитие и на­ходят воплощение в стихотворении «Россия»:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Не­трудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с классической «Родиной» предшественника. Стихо­творение вошло в блоковский цикл «Родина», один из важнейших в третьей книге его лирики.

Патриотическая тема в этом разделе зазвучала громко и выразительно. Как показывает название, тема Родины явля­ется теперь для поэта главной, определяющей. Цикл начат евангельским мотивом: свою Отчизну поэт осеняет именем Христа. Стихотворение «В густой траве пропадешь с голо­вой...» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далеких сел» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ лю­бимой становится сращенным с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига; он «просится в бой», потому что видит, как над страной его «тучи вдали встают». Эта ли­рическая пьеса прекрасно предваряет последующие стихо­творения цикла «Родина». Любовь к Родине у Блока — пере­живание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной и душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, сливает его с обли­ком жены.

Гармоническим соединением общего и частного в цикле объясняется тот факт, что в раздел оказалось включенным стихотворение «На железной дороге». Будничная драма молодой и красивой девушки в «цветном платке, на косы брошенном», мимо которой проносится поезд, этот символ жестокого равнодушия и ускользающего счастья, перекли­кается с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу...» и одновременно со сценой из толстовского «Воскресения». Участь девушки становится печальной страницей истории страны, трагедией тысяч молодых жизней («Так мчалась юность бесполезная...»), судьбой самой России.

Важнейшими в рассматриваемом цикле стали стихи Бло­ка, составившие особый подцикл «На поле Куликовом». На­писанные задолго до Первой мировой войны (1908), они ис­полнены трагического предвидения. Сама Куликовская битва рассматривается поэтом в ряду символических собы- тий русской истории. Блок смело сопоставляет прошлое, настоящее и будущее родной земли. Основой могущества России, ее всегдашней стойкости и силы являются, по убеж­дению поэта, неуспокоенность, движение, порыв вперед («И вечный бой! Покой нам только снится...»). Вот отчего в стихах возникает яркий, динамический образ «степной ко­былицы», вновь напоминая о гоголевском образе летящей птицы-тройки.

Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшей­ся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождем...»). Себя и своих со­временников поэт называет «детьми страшных лет России», которые донесут до потомков свой кошмарный опыт «испепе­ляющих» лет. Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, сложное, подчас пара­доксальное сочетание европейского начала и азиатчины, «за­плаканную» красу родной земли. И все отчетливее звучит его нежное признание Родине:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.


В заключение можно добавить один яркий и в общем объ­ясняющий все штрих: когда на одном из поэтических вече­ров кто-то из слушателей попросил Блока, уже закончивше­го выступление, прочитать стихи о России, поэт ответил: «Это все о России». [/sms]
29 ноя 2007, 09:02
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.