Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Анализ легенды о Данко («Старуха Изергиль» М. Горького)

Сочинение: Анализ легенды о Данко («Старуха Изергиль» М. Горького)

Сочинение: Анализ легенды о Данко («Старуха Изергиль» М. Горького)Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» появился в 1895 году. Он свидетельствовал о том, как быстро рос моло­дой писатель, какие новые большие вопросы он остро ставил в своем творчестве. В чем же смысл жизни, по Горькому? Он максималист. Этот горячий романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к луч­шей жизни.

«Где же призыв к творчеству жизни, где уроки мужест­ва?» — спрашивал Горький от имени читателя, страстно меч­тающего о большой литературе, которая бы «вызывала в че­ловеке мстительный стыд-и жгучее желание создать иные формы бытия...».

Даже много лет спустя Горький признавал, что написал это произведение «стройно и красиво». В нем переплетаются несколько сюжетных линий. Уходя в прошлое и включая на­стоящее, эти линии создают глубинную перспективу време­ни, перенося читателя в далекое прошлое, во мглу легенд и возвращая к современности. В начале повествования автор очень точно обозначает время и место: он слушал эти расска­зы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу, теп­лой летней ночью. Здесь он встретился со старухой Изер­гиль, которая и рассказала ему три новеллы.

С первой страницы рассказа пейзажные зарисовки сопут­ствуют описанию отдельных событий. Они как бы перемежа­ются с отдельными эпизодами новелл. Горький прерывает рассказ старухи Изергиль с тем, чтобы отметить, как ведет себя море, что делается на небе, какие звуки слышатся во­круг. В этом есть своя закономерность: старуха начинает свое повествование вечером, а заканчивает легенду о Данко поздней ночью. Вот это течение ночи Горький рисует в своем рассказе как величественный и торжественный процесс, пол­ный волнующей поэзии, яркой красоты, смены красок и зву­ков. Итак, в начале рассказа — яркая лунная ночь, полная песен и звуков природы, в конце — печальный предрассвет­ный час.
[sms]
Образ темного леса, в котором блуждает несчастный на­род, в легенде о Данко навеян народными легендами о мрач­ном лесе, всегда таинственном, таящем в себе неожиданные опасности, скрывающем темные силы. Писатель говорил, что историю Данко он слышал в юности на Дунае. Создавая образ героя, Горький обращается к народному характеру, преданиям, фольклору. Народному творчеству горьковские легенды близки многими своими художественными особен­ностями: фантастикой, многократными повторами, эпичес­кой величавостью стиля, отсутствием того схематизма и од-ноплановости, которые отличают аллегорию. Горький создал произведение оригинального и сложного жанра — произве­дение, в котором совмещаются две легенды-сказки, создан­ные на фольклорной основе, новелла-рассказ (история самой Изергиль) и, наконец, обрамление. Все элементы связаны в единое целое, составляют произведение, «бьющее в одну цель».

Смелый Данко пожертвовал собой, чтобы вывести людей из темного леса. И «люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем», — они завоева­ли счастье. Но так было в сказке, и писатель, заканчивая по­вествование, рисует контрастную картину реальной жизни: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, мед­ленно, скучно... Море шумело глухо и печально».

Противопоставление скучной и печальной действитель­ности героической сказке, после того как сам герой-повество­ватель видел в эту ночь красивых и сильных людей, слышал рассказы Изергиль о таких же людях, — такое противопос­тавление будило желание борьбы, укрепляло уверенность в справедливости утверждения, что в жизни всегда есть место подвигам.

В конце рассказа Изергиль о ее молодости и любви дана картина надвигавшейся бури: ползут темные тучи, страшно и темно в степи. Где-то вдалеке вспыхивают и гаснут голубые искры. Для старухи — это искры от горящего сердца Данко. Такая сцена предваряет новеллу о герое. Чем дальше разви­вается рассказ, тем все меньше людей в нем остается. В последней новелле о Данко дан только образ самого Данко и групповой портрет его соплеменников, к концу рассказа ос­таются только герой-слушатель и старуха Изергиль. Если со­поставить это с печальной картиной предрассветной поры, нарисованной в конце рассказа, то на этом фоне еще ярче вы­ступает подвиг Данко.

Центральные образы рассказа — Ларра и Данко. Это очень значительные и емкие образы, в которых запечатлены две формы человеческого поведения, два противоположных взгляда на отношения человека и общества. Они даны в кон­трастном сопоставлений. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повел их в трудный поход. То, что сделал юно­ша, — прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени, увел через страшный, бесконечно длинный, пол­ный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. «Вы сказали: «Веди!» — и я повел!» — возражал им смелый юноша, но те ревели: «Ты умрешь!» «И вдруг, — читаем мы, — он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Он вырвал свое сердце, чтобы осветить им путь из темного леса, и умер, чтобы людям жилось легче. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмер­тия. Все эти идеи перекликаются с. публицистическими вы­ступлениями Горького, являются частью его активной борь-. бы за новое, героическое искусство.

Данко — аллегорический образ. Автор не дает его портре­та, главное в поэтике этого образа — аллегория героизма. В самых напряженных местах, например при описании по­двига Данко, повествование приобретает ритм, приближаясь к стихотворению. Интересна речь Данко. Энергичная, по­строенная в основном на отрывистых фразах, порой воскли­цаниях или вопросах, она хорошо рисует героический харак­тер юноши: «Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» Дан­ко обращается к пословицам, поговоркам, причем к таким, в которых выражено активное, деятельное отношение к жиз­ни: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». Афористичность, одно из чудес­ных свойств речи, становится характерным признаком горь-ковского стиля.

В рассказе старухи Изергиль много мудрости. Некоторые ее слова напоминают страстные и яркие речи молодого Горь­кого. Самый значительный ее монолог следует после повест­вования о храбром польском пане, сражавшемся за свободу греков. Она говорит о подвигах. По ее мнению, в подвиге — смысл человеческой жизни, ибо человек, совершивший по^ двиг, оставляет о себе благодарную память, получает бес­смертие.

«Нужны подвиги, подвиги! — писал Горький в 1894 году в рассказе «Об одном поэте». — Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Эти вдохновенные слова осуждают путь Ларры и подчеркивают величие пути Данко. От них протяги­ваются незримые нити к другим произведениям Горького.[/sms]
29 ноя 2007, 08:41
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.