Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: "Истинная любовь очищает и возвышает всякого" (по «трилогии о любви» А.И. Куприна)


Сочинение: "Истинная любовь очищает и возвышает всякого" (по «трилогии о любви» А.И. Куприна)

Сочинение: "Истинная любовь очищает и возвышает всякого" (по «трилогии о любви» А.И. Куприна)Литература Серебряного века подняла много различных тем, которые до этого периода особого внимания со стороны словесности не удостаивались. Одной из таких тем была тема любви. Безусловно, в классической литературе XIX века она не была полностью выпущена, но была всегда лишь одной из многих и отнюдь не центральных. Великий русский роман золотого века ставил вопросы о сущности человека, о его от­ветственности за себя и за других, решал вопросы греха и по­каяния, заставлял задуматься о судьбах русского народа и России в целом.
 
Даже в таком романе, как «Анна Каренина», несмотря на четкую линию любовных и мучительных отно­шений Анны с Вронским, тема любви иерархически подчи­няется другим темам, которые великий классик рассматри­вал как куда более значительные и актуальные. Такие масштабы делали невозможным раскрытие в произведении любовной темы как центральной, которая всегда в итоге рас­сматривалась лишь как частная и второстепенная. Именно с наступлением Серебряного века в русской культуре и литера­туре эта тема становится одной из важнейших — в творчест­ве Бунина и Александра Куприна.

«Трилогия о любви» включает в себя рассказ «Гранато­вый браслет» и повести «Суламифь» и «Яма». Эти три про­изведения последовательно раскрывают ипостаси любви и человеческих отношений. В повести «Суламифь» рассказы­вается о взаимной и глубокой любви великого иудейского царя Соломона и обыкновенной девушки с виноградника. За­канчивается повесть трагически: Суламифь погибает из-за жгучей ревности оставленной когда-то Соломоном жрицы.
[sms]
В этой повести Куприн представляет идеальную модель гар­монических отношений между людьми, совершенную гармо­нию плотского и духовного начал этого чувства, которое на­всегда связывает двух абсолютно разных во всех отношениях людей, возвышая и облагораживая их обоих: оно пробуждает от душевной усталости и пресыщенности Соломона и возвы­шает Суламифь. Любовь оказывается в состоянии нивелиро­вать все препятствия, которые встречаются на ее пути.
 
Она делает нравственно богаче и Соломона, и Суламифь, любовь которой к Соломону являет собой образец самоотверженной любви, которая «долготерпит, милосердствует». В этом про­изведении Куприн вступает в соревнование с ветхозаветным текстом, причем Куприн не уступил здесь тексту «Песни Песней», которая стала некой смысловой основой и лейтмо­тивом всей купринской повести. Важно здесь и то, что об иде­альном чувстве людей оказывается возможным рассказы­вать на языке Ветхого Завета, языке, который ближе к божественному началу, чем земному.

Любовь, о которой повествует Куприн в «Суламифи», — это идеальная прекрасная модель, практически недостижи­мая в земной человеческой жизни, в которой так много не­правды, искажений и крайностей. Одним таким полюсом становится та история любви, о которой Куприн повествует в* рассказе «Гранатовый браслет». Фабула рассказа проста:; мелкий чиновник Желтков влюбляется в княгиню Веру Шеину, которая замужем и, более того, кажется вполне сча­стливой в этом браке. На ее именины Желтков присылает ей в подарок гранатовый браслет. Кончается рассказ трагиче­ски: Желтков кончает с собой, унеся с собой в могилу любовь к единственной женщине в его жизни. Это рассказ о любви совершенно платонической. Эта любовь возвышает и освобо­ждает от условностей Желткова, открывает ему определен­ную истину о человеческой жизни, месте человека в мире.

Из текста рассказа мы можем предположить, что до встречи с Верой он вполне укладывался в рамки « маленького человека» — несвободного, подавленного собственным низ­ким социальным положением, человека, выхода для которо­го не оказывается; он лишь продолжает тот ряд, в который входят Самсон Вырин Пушкина, гоголевский Башмачкин, Макар Девушкин Достоевского. Однако чувство к Вере совер­шенно меняет Желткова; он оказывается как бы по другую сторону мелких внешних дрязг, но — одновременно — и жизни как таковой. Его любви не оказывается места в зем­ной жизни. Он счастлив даже просто тем, что она просто су­ществует, дальнейшей перспективы у этой любви нет.
 
Герой отлично осознает, что никогда Вера не ответит ему взаимно­стью, и делает свой выбор, добровольно уходя из жизни. Здесь закономерно встает вопрос о том, насколько в принци­пе живая Вера — отнюдь не идеальная женщина его мечты, женщина, которую он любит, — ему нужна. Но этот сюжет реализации не получает: одухотворенный и платонически влюбленный Желтков уходит из жизни. Очевидным стано­вится и то, что во внешне совершенно благополучной жизни Веры и в ее ровных отношениях с мужем также не все так, как кажется.

В финале рассказа Вера осознает, что настоящая любовь, которая может встретиться только один раз, провала мимо нее, не затронув по-настоящему, оставив только размышле­ния о себе. Любовь в этом рассказе в изображении Куприна прекрасна и возвышенна, но отдаляет одного человека от жизни и мира, хотя и возвышая его духовно и нравственно, и проходит мимо другого, не став величайшим событием в жизни.

В повести «Яма» объектом изображения становится та крайность любви, которая включает в себя только плотское начало, исключая полностью духовное; более того, даже не предполагая существование такового. Это повесть о публич­ном доме средней руки и судьбах его обитательниц, которые оказываются неизменно трагическими, независимо от их личностных качеств. Здесь Куприн создает ряд удивительно ярких характеров.

Истинная любовь, по Куприну, действительно способна возвышать человека, делая его почти совершенным. Но та­кой любви практически не бывает на земле. [/sms]
28 ноя 2007, 16:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.