Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: А.П.Чехов "Кто виновен в гибели вишневого сада?"


Сочинение: А.П.Чехов "Кто виновен в гибели вишневого сада?"

Сочинение: А.П.Чехов "Кто виновен в гибели вишневого сада?"Чехов назвал свою пьесу комедией, современники его го­ворили о драме, Станиславский видел в «Вишневом саде» трагедию. Да и театры играли и играют ее по-разному. Кто прав?

В пользу комедии говорит наличие в пьесе многих коми­ческих персонажей (Епиходов, Яша, Дуняша, Шарлотта Ивановна, Симеонов-Пищик, Прохожий) и комических си­туаций (явления с Епиходовым и Яшей, разговор с Фирсом о прошлом, любовные сцены Яши и Дуняши, фокусы Шарлот­ты и т. д. Да и Гаев, и Лопахин, и Петя Трофимов нередко вы­зывают смех своими словами, поступками, поведением).

Вместе с тем в пьесе показана подлинно драматическая, Даже трагическая судьба хозяев и обитателей вишневого саДа, вынужденных покинуть родное гнездо и уйти в неиз­вестность. Да и новый хозяин вишневого сада Лопахин не производит впечатления счастливого человека: и он хочет, чтобы скорее изменилась эта нескладная, несчастливая жизнь. Разгадка тайны чеховской пьесы в том, что драматург как бы синхронно смотрит на героев: раскрывает их внутрен­ний мир, их переживания и одновременно разными приема­ми показывает их истинное положение, дает оценку их мыс­лям и чувствам.
 
Так мы узнаем о горестных переживаниях Раневской и даже Гаева в связи с утратой родного гнезда, о нелепой жизни и нерадостных думах Шарлотты Ивановны, Вари, о высоких мечтаниях Пети Трофимова. И одновремен­но видим, что трагизма своего положения ни Раневская, ни Гаев не понимают до конца, что нередко они выглядят комич­но, что Петя Трофимов всего лишь фразер, «облезлый барин», попадающий в комические ситуации, что на всех героях пье­сы лежит отсвет «недотепства», так сильно отличающий Епиходова. А лирический фон пьесы (декорации, звуки), ли­рические монологи героев (Раневской, Лопахина, Пети, Ани) придают пьесе оттенок лирической грусти — от тоски по иной, истинно человеческой жизни.
[sms]
Своеобразие пьесы Чехова в том, что в ней трагическое и комическое начало слиты воедино. Она в то же время являет­ся лирической пьесой.

С точки зрения юридической или экономической ситуа­ция с вишневым садом тривиальна. На хозяевах — долги, но можно разделить сад на участки и сдавать дачникам. Это очень прибыльно, если верить подсчетам хозяйственного Ло­пахина. Но для Раневской дачники — это воплощение по­шлости. У нее связаны с садом личные, интимные воспоми­нания, и она не понимает, как и почему можно превратить его в источник наживы. В итоге именно Лопахин скупает сад и начинает его рубить, не дожидаясь отъезда старых хозяев, столь бережно к саду относящихся.

В последней пьесе Чехова чувствуется близость обновле­ния, оно не только в мечтах и смутных предчувствиях лю­дей, но в ходе самой жизни. В «Вишневом саде» показана ис­торическая смена социальных укладов: кончается период вишневых садов, с элегической красотой уходящего усадеб­ного быта, с поэзией воспоминаний о былой жизни, навеки уже отшумевшей. Владельцы вишневого сада нерешитель-
ны, не приспособлены к жизни, непрактичны и пассивны, у них тот же паралич воли, который Чехов видел и у некото­рых прежних своих героев, но теперь Эти личные черты на­полняются историческим смыслом: эти люди терпят крах, потому что ушло их время.

У Чехова взят конфликт на основе социальных противо­речий, но не с этой сторонь!, то есть не со стороны хозяйст­венно-материальных и сознательно враждебных притязаний сталкивающихся лиц. В «Вишневом саде» нет ни враждеб­ной агрессии купца, ни сопротивляющегося ему и борющего­ся за свои хозяйственные выгоды помещика. В завязке «Вишневого сада» для помещиков нет даже угрозы разоре­ния.
 
Драматическое положение Раневской и Гаева состоит не в том, что они с утратой усадьбы хозяйственно обессиливают­ся и теряют привычную материальную обеспеченность. В ис­ходной ситуации пьесы подчеркивается, что хозяйственные ресурсы, какие им могла дать усадьба, следуя совету Лопахи­на, легко можно было бы сохранить и даже увеличить (экс­плуатация имения путем сдачи земли в аренду для дачни­ков). Но пойти на эту меру Раневской и Гаеву мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой в том виде, как она есть. Вот именно эта область^чувств и является главным предметом фиксации во всем конфликтном сложении пьесы.

Социально-конфликтное состояние действующих лиц (Раневская, Гаев, Лопахин, Трофимов) сосредоточено на не­вольных, самою жизнью созданных различиях в индивиду­ально-интимной психике каждого из них. Судьба усадьбы у разных людей поднимает разные переживания, естествен­ные и близкие для одной стороны и совершенно посторонние, чуждые для другой. В развитии этих противоречий и состоит драматическая тема основного сюжетного узла пьесы. В результате получается, что у всех лиц пьесы имеется внут­ри что-то эмоционально дорогое, и у всех оно показано Чехо­вым одинаково недоступным для всех окружающих.

Между Раневской, Лопахиным и Трофимовым устранены личные притязания, и их отношения проникаются только взаимным доброжелательством. Тем не менее они все же внутренне оказываются чужими. Эта ситуация содержит в себе мысль, что источником такого расхождения являются не моральные качества отдельных людей, а само сложение жизни. Причины разрозненности между людьми, таким об­разом, уводятся вглубь, в общий строй жизни, который опре­делил неминуемость той драмы, какая происходит теперь.

Ясно, почему в «Вишневом саде» нет борьбы между дейст­вующими лицами. Как видим, это происходит вовсе не пото­му, что Чехов не умел завязывать и развязывать этой сторо­ны драматического движения. В «Вишневом саде» критике подвергаются не отдельные люди, а само сложение общест­венных отношений.

«Вишневый сад» — пьеса не только о людях, потерявших прекрасное имение, но и утративших реальное ощущение времени. Мотив — человек торопится, рискует опоздать — имеет, конечно, не узкоконкретный, а символический смысл. Острее всего он выражен в центральном событии пье­сы — продаже вишневого сада.

Начинается действие пьесы в мае. Торги назначены на двадцать второе августа. Мы застаем героев в тот момент, ко­гда в их распоряжении еще несколько месяцев — май, июнь, июль, август, — чтобы сделать какие-то шаги, принять меры по спасению сада.

Отметим, что продажей сада пьеса не кончается. Торги со­стоялись в третьем действии, но затем идет еще одно дейст­вие; на дворе уже октябрь, хотя и солнечно, как летом. Зна­чит, прошло еще месяца полтора после торгов.

Если бы перед нами была остросюжетная пьеса, она бы по логике событий кончилась вместе с третьим действием. Но Чехов пишет четвертое действие, где, кажется, ничего не происходит. И все-таки — происходит: новые попытки «дог­нать время».

Когда думаешь о героях «Вишневого сада», они представ­ляются в каком-то сдвиге по отношению ко времени: Лопа-хин, проспавший поезд, опоздавший с Гаевым на поезд после торгов, торопящийся к новым поездам. Раневская с ее безна- дежной «минуткой» во время всеобщей спешки и, наконец, Фирс, о котором в суете вообще забыли.

Трагедия чеховских героев — от неукорененности в на­стоящем, которое они ненавидят и которого боятся. Подлин­ная, реально текущая мимо них жизнь кажется им чужой, извращенной, неправильной. Зато жизнь, долженствующая быть, — источник, из которого они черпают силы для пре­одоления убийственной тоски повседневности. Именно ощу­щение происходящих изменений как нереальных, несущест­вующих и привело к утрате вишневого сада его владельцами.[/sms]
28 ноя 2007, 16:30
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.