Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Изображение войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»


Сочинение: Изображение войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение: Изображение войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из важнейших тем является война, как и следует из названия. Сам писатель указывал, что в произведении реализуется «мысль народная», тем самым подчеркивая, что его интере­сует судьба страны в тяжелые времена исторических испыта­ний. Война в романе — не фон, она предстает перед читате­лем во всем своем страшном величии, длительная, жестокая и кровавая.

Для героев романа это священная война, потому что они защищают свою Родину, своих близких, свои семьи. По сло­вам писателя, «для русских людей не могло быть вопроса: хо­рошо ли или дурно будет под управлением французов в Моск­ве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Разумеется, Толстой, как патриот, резко высту­пает против войны грабительской и захватнической, неспра­ведливой и агрессивной. Такой тип войны писатель называет «противным человеческому разуму и всей человеческой при­роде событием».
 
Но война справедливая, вызванная необхо­димостью отстоять свое Отечество, война освободительная, носящая оборонительный характер, рассматривается Тол­стым как священная. И писатель прославляет людей, участ­вующих в такой войне, совершающих подвиги во имя свобо­ды родной земли и во имя мира. По убеждению автора эпопеи, «придет время, когда не будет больше войны». Но, пока она идет, нужно воевать. Войну 1812 года — в отличие от прежних кампаний 1805 — 1807 годов, происходивших за пределами родной страны, — Толстой воспроизводит и ха­рактеризует как народную битву, значимую и оправданную в глазах русских.
[sms]
Война Отечественная сплотила многочисленные силы России в единое целое. Не только армия, но и весь народ под­нялся на защиту Родины. Накануне того дня, когда францу- зы заняли Москву, «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим от­рицательным действием всю силу своего народного чувства». Подобное единодушие было характерно и для жителей дру­гих мест, других российских земель. «Начиная от Смолен­ска, во всех городах и деревнях русской земли происхо­дило то же самое, что происходило в Москве».

Толстой изображает войну исключительно правдиво, из­бегая идеализации, показывает ее «в крови, в страданиях, в смерти». Он не закрывает глаза на сцены ранений, увечий, проявление у определенной части офицеров тщеславия, карьеризма, показной храбрости, стремления к чинам и на­градам. Но в основной своей массе русские солдаты и офице­ры являют чудеса мужества, геройства, храбрости, стойко­сти и доблести. Автор романа не обходит вниманием и случающиеся во время войны неразбериху, суету, панику. Так было при Аустерлице, когда «по рядам пронеслось не­приятное сознание совершающегося беспорядка и бестолков­щины, и войска стояли, скучая и падая духом». Но основное внимание писателя приковано к спланированным и четко проведенным героическим атакам русской армии.

Великий художник слова показывает народ как основно­го участника священной войны. Он отвергает истолкование сражений 1812 года как схватки Александра I и Наполеона. Участь битв и исход всей войны, по Толстому, зависит от та­ких людей, как Тушин и Тимохин, Карп и Влас: от них исхо­дят сила, энергия, наступательный дух, воля к победе. Толь­ко не от каждого отдельного человека, а от всего народа. Выразительно сказал критик Н.Н. Страхов, в своем письме обращаясь к Толстому: «Когда русского царства не будет, но­вые народы будут по «Войне и миру» изучать, что за народ был русские».

Воспроизводя события войны, писатель не ограничивает­ся изображением панорамы происходящего на поле боя, не довольствуется развернутыми батальными картинами, таки­ми, как героический переход отряда Багратиона под Шен-грабеном или Бородинская битва. Толстой приковывает внимание читателя к отдельным участникам сражений, показы­вая их крупным планом и посвящая им целые страницы своего романа. Так изображает Толстой штабс-капитана Ту­шина, героя Шенграбенского сражения: маленького, худого, грязного артиллерийского офицера с большими умными и добрыми глазами.
 
В его фигуре есть что-то не совсем военное, «несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». И этот скромный и стеснительный человек совершает замечательный подвиг: со своей батареей, лишенный при­крытия, он на протяжении всего боя задерживает францу­зов. «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченко решил, что хорошо было бы зажечь деревню». И он за­жигает Шенграбен, проявляя «геройскую стойкость», как определил эти его действия князь Андрей.

Воспроизводя Бородинское сражение, писатель вновь выде­ляет мужественное поведение и подвиги героев. Это артиллери­сты батареи Раевского, дружно, «по-бурлацки» заряжающие орудия и дающие сокрушительный отпор французам. Это по­двиг самого генерала Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей и с ними рядом под страшным огнем по­вел солдат в атаку. Это поведение Николая Ростова, захва­тившего в плен французского офицера.

Но важны для Толстого не только батальные сцены. Пове­дение людей, находящихся в тылу, тоже позволяет говорить об их патриотизме или, наоборот, об отсутствии его. Старик Болконский, который в силу своего возраста не может отпра­виться на войну, всем сердцем поддерживает единственного сына, защищающего родную землю: для него не так страшно потерять сына, как пережить позор из-за его малодушия. Впрочем, такой позор ему не грозит: он воспитал сына на­стоящим патриотом. Прекрасен поступок Наташи, любимой героини Толстого, отдавшей подводы раненым и самоотвер­женно ухаживающей за князем Андреем. Восхищает муже­ство совсем юного Пети Ростова, решающего идти на войну. И поражает душевная черствость таких людей, как Элен, ко­торых не заботит судьба Родины в тяжелое для нее время.

Военное время — непростое. И поведением на войне и в тылу люди обнаруживают различные качества. Толстой «проверяет» своих героев войной, и многие из них с достоин­ством выдерживают эту тяжелую проверку: Андрей Болкон­ский, Николай Ростов, Наташа и, конечно, Пьер Безухов, ко­торый, пройдя через множество испытаний, смог обрести жизненную мудрость и по-настоящему почувствовать и по­любить свое Отечество.[/sms]
28 ноя 2007, 16:13
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.