Роман Гончарова «Обломов» — этапный не только в творчестве писателя, но и в русской литературе. Н.А. Добролюбов назвал его «знамением времени». И действительно, центральное лицо романа, именем которого он цазван, воплотило в себе не только характерные черты определенного социального слоя, но в какой-то мере и национальные черты, сохранившие силу до нашего времени.
Одна из важнейших линий в романе — любовная коллизия «Обломов — Ольга». Она включает несколько важных моментов, например письмо Обломова и последующее объяснение с Ольгой (конец второй части), за которым следует еще несколько встреч и объяснений. Жизнь героев проходит в ожидании перемен, они считают себя женихом и невестой, в то время как уже произошла встреча Обломова с вдовой Пше-ницыной и у него постепенно меняется настроение.
Все еще думая, что хочет жениться на Ольге, Обломов чувствует, что инерция жизни побеждает. Ему не хочется делать усилия, которых от него требует Ольга, да и тот образ жизни, который представляется ей идеалом, совсем не то, о чем мечталось самому Обломову: «Все вспомнил, и тогдашний трепет счастья, руку Ольги, ее страстный поцелуй... и обмер: «Поблекло, отошло!» — раздалось внутри его». Обратим внимание, как незаметно возникает тема Пшеницыной, как побочная тема в музыкальном произведении, — сначала тихо, но впоследствии она должна вытеснить главную тему: «Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей...» — говорил он сам себе и погружался в мысль... об Ольге» (глава IV третьей части).
[sms]
Посещение Обломова Ольгой в VII главе выглядит как своего рода кульминационное объяснение, когда Обломов клянется в любви и в твердых намерениях быть вечно с Ольгой и начать новую жизнь: «Пойдем отсюда! Вон! Вон! Я не могу ни минуты оставаться здесь; мне душно, гадко!.. Теперь я ожил, воскрес» и т. д. Однако это лишь очередной «обманный ход»; сама Ольга уже не слишком верит в то, что этот разговор может оказаться переломным в их отношениях и действительно начнется новая жизнь. «Нежен, нежен, нежен», — мысленно твердила Ольга, но со вздохом, не как, бывало, в парке, и погрузилась в глубокую задумчивость».
Наконец, очередная встреча с Ольгой в конце третьей части (глава XI) неожиданно оказывается развязкой их любовного конфликта: становится ясно, что они расстаются, но эта развязка медленно подготовлена всем ходом обломовской жизни. Развязка эта, как и кульминация, выглядит рыхлой, растянутой. Обломов рассказывает Ольге о том, как «устроились» дела в имении, и Ольга, все поняв, падает в обморок. Ее надежды на «новую жизнь» рушатся, и через полчаса ничего не подозревающий Обломов, уже повеселевший и полный новых «маниловских» планов переустройства дел, выслушивает ее «приговор»: «Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер».
Еще через полчаса Ольга снова делает попытку: «Спроси же строго у своей совести и скажи — я поверю тебе, я тебя знаю: станет ли тебя на всю жизнь? Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?.. Если ты скажешь смело и обдуманно да: я беру назад свое решение: вот моя рука и пойдем, куда хочешь...»
Начало четвертой части выглядит как эпилог по отношению к завершившемуся на глазах читателя любовному сюжету: «Год прошел со времени болезни Ильи Ильича». Однако оказывается, что именно теперь наступает настоящее, поворотное изменение в жизни героя — сближение с вдовой Пшеницыной. Композиционно выглядит как новый сюжет, но начинается он исподволь, незаметно для самого героя. Две любовные истории, таким образом, перекрываются, накладываются одна на другую. Существенно, что любовная линия «Обломов — Пшеницына» рисуется совсем иными средствами, чем линия «Обломов — Ольга».
Особенность творческой манеры Гончарова — неторопливость, обстоятельность, доверительный тон рассказа, сочетающий в себе мягкий юмор и лиризм. Юмором пронизаны первые главы романа, портреты героя и его слуги Захара, описание обстановки, этот много раз повторяемый и варьируемый на все лады глагол «лежать». Юмором отмечены мечты Обломова, многочисленные сценки стычек с Захаром, даже описания встреч с Ольгой и любовных переживаний Обломова, в частности — боязнь разговоров о предстоящей женитьбе. Чего стоит хотя бы такой пассаж: «Я посягал (!) на поцелуй, — с ужасом думал он, — а ведь это уголовное преступление в кодексе нравственности, и не первое, не маловажное!»
Добродушная ирония проскальзывает в деталях, которыми обрисована Агафья Матвеевна: хозяйка квартиры укрывается шалью, как попоной; позднее, когда Обломов целует ее, она стоит прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут. Иногда ирония писателя становится злой. Вспомним внутренний монолог Обломова, полный бесплодных сожалений о неудавшейся жизни, упреков совести, стыда... Мы готовы сочувствовать герою, разделить с ним душевные страдания. И вдруг, в ответ на «охи и вздохи» героя, слышим реплику Захара: «Эк его там с квасу-то раздувает!..»
Добродушный «смех сквозь слезы» слышится у Гончарова и тогда, когда он рисует не только Обломова, но и Захара, и Агафью Матвеевну, и многочисленных других так называемых второстепенных и даже третьестепенных героев. Лирическим чувством проникнуты строки о самопожертвовании, даже о самоотречении Пшеницыной в трудные дни ее совместной жизни с Обломовым или об одинокой могиле заглавного героя романа.
По мнению Добролюбова, «обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над ней суд беспощадный...».
Лучшие черты Обломова пробуждаются в общении с Ольгой. Она самоотверженна в любви, ее томит однообразие жизни. Обратим внимание на чистоту его помыслов, на рыцарское отношение к женщине: «Он втайне поклонялся чистоте женщины, признавая ее власть и права, и приносил ей жертвы... Не раз он страдал за утраченное мужчиной достоинство...» В письме, отвергавшем любовь Ольги, героиня увидела — и не без оснований — осторожность, заботу о ней, боязнь за ее счастье.
Столь важные события в жизни героя, как союз с Агафьей Матвеевной, и даже рождение сына — не описываются так подробно и последовательно, как встречи и разговоры с Ольгой, — обо всех этих переменах читатель узнает уже постфактум. Тем не менее можно проследить развитие этой истории как отдельного сюжета.
Авторское описание жизни в доме Пшеницыной в IX главе четвертой части можно считать экспозицией. Получается, что после большого сюжета (где была юность, учеба, служба, петербургская жизнь, Ольга и все прочее) Обломов теперь участвует в некоем новом, малом сюжете, который единственно подходит для него. Именно это (в противоположность утопическим планам брака с Ольгой) становится началом его новой жизни, которая одновременно является продолжением жизни в Обломовке.
Фраза: «Вдруг все это переменилось» — выглядит как завязка. За этим следует сообщение об апоплексическом ударе, перенесенном Ильей Ильичом, после которого Агафья Матвеевна переменила режим и распорядок дня в доме.
Приезд Штольца и последнее объяснение его с Обломовым кажется кульминационным событием в этом сюжете. После этой встречи становится понятно, что больше изменений и событий в жизни героя не последует. Поэтому смерть Обломова, которую можно считать развязкой и этой новой истории, и всего романа, хотя и закономерна, но тоже не вызвана никакими конкретными событиями, а просто жизнь его идет к закату.
Четыре части романа — это четыре части духовной драмы Обломова. О глубокой продуманности композиции романа свидетельствует появляющийся как бы случайно в первой главе мотив переезда на новую квартиру. Этот мотив, проходящий через все произведение, оказывается роковым в жизни Обломова: в конце концов переезд совершился, но без участия самого героя, и в какую обстановку герой попал: дом Пшеницыной оказался большей Обломовкой, нежели сама Обломовка! Он стал могилой последних физических и душевных сил Ильи Ильича.[/sms]