Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: Тема любви в лирике Н.А. Некрасова


Сочинение: Тема любви в лирике Н.А. Некрасова

Сочинение: Тема любви в лирике Н.А. НекрасоваКак у всякого большого поэта, особый раздел лирики Не­красова составляют стихотворения о любви. «Все-таки очень мало юношей, которые сохранили бы такое чистое сердце, ка­кое сохранилось у Вас, — писал Н.А. Некрасову его друг, пуб­лицист, философ и писатель Н.Г. Чернышевский. — ...Не­многие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства, как Вы...»

Произведения Некрасова о любви отличаются искренно­стью и воодушевлением. Видно, что они возникли под влиянием непосредственного чувства, являются результатом страстного лирического движения. Любовная лирика Некра­сова показывает, что он мог быть «чистым лириком», свобод­ным от тенденциозности и надуманности. Порой эти чувства Некрасова отличаются возвышенностью и поэтической гра­цией:

Так это шутка? Милая моя,
Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитано-суровым,
Коротким и сухим письмом:
Ни лаской дружеской, ни откровенным словом
Ты сердца не порадовала в нем...


Оказалось, что опасения поэта были напрасны — люби­мая женщина по-прежнему его любила:

Всему конец! Своим единым словом
Душе моей ты возвратила вновь
И прежний мир, и прежнюю любовь,
И сердце шлет тебе благословенья,
Как вестнице нежданного спасенья...

[sms]
Заканчивается это стихотворение поэтическим сравнени­ем радости, воскресшей в сердце поэта, с тем детским востор­гом, который наполняет сердце ребенка, нашедшего свою няньку: смена испуга радостью изображена в психологиче­ском отношении очень тонко.

В любовной лирике Некрасов шел новым и непростым пу­тем. Так появляется в его поэзии «проза любви». Эта область противоречивых чувств и отношений потребовала новых форм для своего выражения. В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического лирического романа, который образует группу стихов так, называемого Панаевского цикла. Стихи этого цикла имеют автобиографическую основу — длительный, подчас мучительный роман Некрасова и Авдо­тьи Панаевой, которая в дальнейшем стала его гражданской женой.

Не так просто создается характер героини в лирическом цикле, что уже само по себе ново, но и создается новый ха- рактер, в развитии, в разных, неожиданных даже, его прояв­лениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревни­вый. «Я не люблю иронии твоей...» — уже в одной этой первой фразе вступления видны характеры двух людей и бес­конечная сложность их отношений. Блок воспользуется на­чалом этого стихотворения как эпиграфом к драматической своей статье «Ирония». Вообще же некрасовские вступле­ния — это продолжения вновь и вновь начинаемого спора, ссоры, диалога. Обратим внимание здесь и на многоточия. Ими заканчиваются почти все произведения его любовной лирики. Это указание на фрагментарность, на неисчерпан­ность ситуации, на неразрешенность ее, своеобразное «про­должение следует».

Целый ряд сквозных примет объединяет стихи в единст­ва: такова доминанта мятежности. «Если мучимый страстью мятежной...» переходит в «Да, наша жизнь текла мятеж­но...». Вступление «Тяжелый год — сломил меня недуг...» и «Тяжелый крест достался ей на долю...» тоже сводят эти сти­хи в некое единство. Устойчивость сообщают и эпитеты: «ро­ковой» — один из самых любимых, «прости» соотносимо с «прощанием».

Гармоническим аккордом завершается эта история нелег­кой, проходившей в борениях любви — стихотворением «Прости»:

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, —
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, —
Благослови и не забудь!


Любовь для Некрасова далеко не всегда связана с возвы­шающими, светлыми переживаниями. Нередко она оборачива­ется страданиями и горем. Так появляются стихотворения — баллады о трагической судьбе женщины, вынужденной пойти
на панель, чтобы «купить гробик ребенку и ужин отцу» («Еду ли ночью по улице темной...», — И.С. Тургенев писал, что стихотворение его «совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил»). Или о беспросветной жизни крестьянской девуш­ки, мечтающей о счастье с промчавшимся мимо корнетом, но обреченной выйти замуж за «неряху мужика»:

Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

В стихотворении «Как ты кротка, как ты послушна» — трагедия ушедшей любви: женщина остается верна своему чувству, ее же избранник стал «уныл и холоден душой».

Немало у Некрасова стихотворений интимной лирики, где раскрывается внутренний мир лирического героя и моно­лог ведется от первого лица. Это подлинные «песни любви». В них — воспоминания об умершей любимой женщине, позд­нее покаяние за недостаток внимания к ней при жизни, со­жаление о грустно прожитых днях и какое-то подобие радо­сти, когда она является ему в мечтах («Я посетил твое клад­бище...»). В них же — нюансы любовного чувства: страсть и начинающееся охлаждение («Я не люблю иронии твоей...»); кратковременные размолвки («Мы с тобой бестолковые люди»; «Тяжелый год — сломил меня недуг...»), радость от того, что короткое и сухое письмо любимой оказалось всего лишь шуткой и что прежняя любовь не поколеблена («Так это шутка? Милая моя...»). Страдание словно несет за собой душевное очищение, и горести любящего сердца сменяются чувством счастья.

Поэтичность Некрасова чаще всего такова, что она одно­временно оказывается нравственной характеристикой, мо­ральным приговором. Здесь нравственность облечена в те формы, в которые народное сознание чаще всего ее тогда об­лекало, а именно в религиозные.

Характерная особенность интимной лирики Некрасова — присутствие в стихотворениях двух равноправных героев: лирического героя и женщины, которой посвящается стихо­творение. Такая структура произведения лишний раз свиде­тельствует о глубоком уважении Некрасова к женщине, о стремлении поэта создать ее индивидуализированный, глу­боко прочувствованный образ. [/sms]
28 ноя 2007, 14:09
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.