Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова


Сочинение: Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова

Сочинение: Своеобразие гражданской лирики Н.А. НекрасоваОсобенность Некрасова как лирического поэта — его граж­данственность, народность, глубина и многообразие чувств. В его стихотворениях — и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и сарказм, и уныние, и радость жизни («Зеленый шум»), и жалость, и сострадание к тяжелой уча­сти бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торже­ство правды. И все это может быть объято двумя словами: « благородное сердце ».

Размышляя о народе и о своей судьбе, поэт нередко каз­нил себя за то, что, по его мнению, сделал слишком мало, что был непоследователен в борьбе. Так появлялись покаянные стихотворения: «Я за то глубоко презираю себя...», «Муза», «Праздник жизни — молодости годы...», «Замолкни, Муза мести и печали», «Стихи мои! Свидетели живые...», «Умру я скоро! Жалкое наследство...» и другие.

Вопрос о лирическом герое поэзии Некрасова сложен и спорен. Одни литературоведы считают, что у Некрасова был единый лирический герой — разночинец. Другие (например, Н.Н. Скатов) доказывают, что такого героя нет, а есть «мно­жественность голосов и сознаний». Как бы там ни было, во всех стихотворениях Некрасова присутствует его личность, слышится его голос, который мы не спутаем ни с каким дру­гим. Его крылатое выражение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — известно всем. Оно являет­ся измененной и уточненной формулировкой Рылеева: «Я не поэт, а гражданин».

Поэзия Некрасова — это поэзия исповеди, проповеди и покаяния. Причем эти три чувства, три настроения слиты у него неразрывно, и часто нельзя сказать, какое чувство, ка­кое настроение преобладает. Например, в «Поэте и Гражда­нине» — и исповедь, и покаяние, и проповедь. Но есть произ­ведения, где выражается преимущественно то или иное чувство и настроение. Явно исповедальными стихами явля­ются стихи о любви: «Ты всегда хороша несравненно», «Я не люблю иронии твоей», «О письма женщины, нам милой!..». Среди них — так называемый Панаевский цикл (стихи, по­священные А.Я. Панаевой): «Да, наша жизнь текла мятеж­но...», «Мы с тобой бестолковые люди», «Давно отвергнутый тобою...», «Прости! Не помни дней паденья...» и другие.
[sms]
Поэт как бы исповедуется в своих страданиях, вызван­ных несправедливостью, жестокостью, царящими вокруг, выражает свое глубокое сочувствие «униженным и оскорб­ленным»: «Когда из мрака заблужденья...», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки». Здесь же ^~ прочувствованные стихи о матери («Рыцарь на час»), о своем прошлом («В неведомой жизни, в деревне полуди­кой...», «Родина»), о себе как поэте, о своей судьбе («Вче­рашний день, часу в шестом...», «Что ни год, уменьшаются силы», «Последние песни», «Баюшки-баю», «О Муза! я у двери гроба!..»).

Поэт создает проникнутые печалью, гневом и любовью к народу картины окружающей действительности: «В дороге», «Тройка», «В деревне», «Несжатая полоса», «Влас», «В пол­ном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдат­ская»; «Крестьянские дети», «Соловьи», цикл «О погоде». В них — и нелегкие раздумья поэта о настоящем и будущем Родины. И в слиянности с этими стихами — произведения, проповедующие любовь «врожденным словом отрицанья»: «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога», «Душно! Без счастья и воли...». Во всех этих произведениях либо на пер­вом плане, либо как фон присутствует образ Родины, закаба­ленной, но исполненной тайных могучих сил.

Форма диалога помогает Некрасову уточнить значение поэзии в стихотворении «Поэт и гражданин». Мысли автора вложены не только в уста поэта, но главным образом в выска­зывания гражданина. Слова поэта ждут Родина, народ, гря-. дущая буря. В это время Отечества достойный сын «гражда­нином быть обязан», ибо «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей...».

Эти граждане-герои уже есть, и перед участью их одни преклоняют колени, а другие их увенчивают, но не лавро­вым, а терновым венком. В самом стихотворении нет укра­шающих эпитетов и метафор там, где они не нужны. Стиль, простой и благородный, поднимается до пафоса, когда речь идет о народе и страдающей Родине, здесь появляются и ме­тафоры, и яркие, красочные сравнения:

Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер, ласковый и сонный,
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво стройно,
И сердце путников спокойно...
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!


В начале разговора с поэтом гражданин резко и прямо уп­рекает его за лень, дальше он иронизирует над его попыткой оправдаться Пушкиным, говорит о недостатках его поэзии, упрекает за бездеятельность в годину гроз, горько иронизи­рует над либералами, «богатыми словом и бедными делами», мещанами всех видов, и поэт вспоминает свои попытки быть гражданином.

Написанное четырехстопным ямбом с дактилическими окончаниями некоторых строк, стихотворение обладает есте­ственностью разговорной речи. Оно кончается многоточием. Некрасов, показав сближение мнений поэта с мнениями гра­жданина, не мог по цензурным соображениям сделать ясный для читателя вывод. Однако и в этом виде стихотворение под- верглось гонению цензуры. За его перепечатку в сборнике Чернышевский, составлявший его, получил грозное преду­преждение от цензурного комитета.

Стихотворение «Памяти Добролюбова» — гимн, вылив­шийся из сердца поэта в день похорон Добролюбова, отдав­шего свою короткую жизнь служению Родине. Пятистопный ямб, чередующиеся мужские и женские рифмы придают стройность этому гимну. Последние три строчки не рифмова­ны. Они выделяются из текста и как бы завершают смысл стихотворения. По форме оно представляет собою пламен­ный монолог, траурную речь, пронизанную искренней, глу­бокой скорбью о безвременной смерти поэта-гражданина:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!


Традиции Некрасова продолжила и развила литература последующих десятилетий. Влияние Некрасова испытали на себе поэты XX века — Блок, Андрей Белый, Есенин, Твар­довский, Исаковский и другие.

Многие поколения русских людей воспитывались на Не­красове. Не случайно, не дожидаясь печатных изданий, чита­тели и почитатели его творений создавали рукописные сбор­ники, в которые включали такие цроизведения, как «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны...», «Еду ли но­чью по улице темной», «Рыцарь на час», «Коробейники» и другие. [/sms]
28 ноя 2007, 13:55
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.