Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой?


Сочинение: В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой?

Сочинение: В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой?В романе Ивана Сергеевича Тургенева помимо рассмотре­ния проблемы взаимоотношений поколений «отцов» и «де­тей» прослеживается также любовная линия. Главный герой произведения, Евгений Базаров, проходит своеобразное «ис­пытание любовью», которое становится для него определяю­щим. Именно с любовью связан духовный кризис в сознании героя и трагическое разрешение зародившихся в нем внут­ренних противоречий, а именно — смерть.

Любовь в жизнь Базарова входит вместе со знакомством с Анной Сергеевной Одинцовой. Здесь герой впервые теряет самообладание, «конфузится», что с удивлением замечает его молодой друг и ученик Аркадий Кирсанов, который и сам вскоре почувствует некоторую влюбленность в Одинцову, впрочем, это чувство он без особых страданий забудет через некоторое время. Но к моменту посещения усадьбы, принад­лежащей Одинцовой, Аркадий всерьез увлечен этой «бары­ней» и чувствует ревность к другу. Он не может не заметить, что Базаров и Анна Сергеевна прекрасно ладят, всегда нахо­дят общие темы для разговора и чрезвычайно интересны друг другу. Базаров и сам признает схожесть между собой и Одинцовой, однако, ни в чем не уступая Евгению, Анна Сер­геевна все же иная.
 
Будучи дамой дворянского происхожде­ния, она обладает хорошим воспитанием и безупречными манерами, она умна, горда и независима, жизнь ее подчинена строгому распорядку. В своем стремлении к Одинцовой База­ров безотчетно старается дополнить, улучшить себя, чувст­вуя некоторую ущербность.
[sms]
Однако Анна Сергеевна холодна, она не может ответить на страсть Базарова, более того, сила любви Евгения пугает ее, привыкшую к размеренности и комфорту. Базаров инте­ресует ее своей необыкновенностью, своей особой позицией, своей решительностью и непримиримостью. Но в то же вре­мя в Базарове Одинцова видит лишь развлечение, забавное времяпрепровождение, если и могло возникнуть в ней какое-то чувство, то только по прошествии времени, а Базаров ей этого времени не дал. Ему следовало бы пойти на компро­мисс, но герой-максималист не согласен на смирение.

Холодность Одинцовой он воспринимает как собственное поражение, любовь воспринимает как слабость. Раньше Ба­заров причислял себя к «богам» и вдруг неожиданно оказал­ся «олухом». Отказ Одинцовой и невозможность что-либо из­менить ни в ней, ни в себе стали для Базарова началом кризиса. Он потерял опору, подвергая сомнению всю преж­нюю свою систему ценностей.

Несомненно, Базаров стал человечнее, научившись про­щать чужим людям их слабости, но крайний максимализм не позволил простить эти слабости себе. Герой стал уязвимей для стороннего воздействия. Потеряв прежнюю уверенность и невозмутимость, он участвует в «глупой» дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым, в попытке избавиться от любви к Одинцовой он увлекается Фенёчкой, он небрежно анатоми­рует труп умершего от тифа и случайно забывает прижечь рану... Но все это произошло оттого, что жизнь больше не принимает Базарова, для него больше нет места в мире, уст­роенном по иным законам, нежели он полагал. Раньше каза­лось, что это Базаров своим отрицанием способен изменить мир, а оказалось, что мир изменил Базарова.

Сложность отношений Базарова и Одинцовой заключает­ся еще и в том, что оба героя не созданы для счастья. Автор называет их «хищниками», так как для них главное — побеждать, они находятся в постоянных поисках жертвы. Базаров оказался сильнее Анны Сергеевны, и она инстинк­тивно почувствовала это. Даже навещая умирающего Евге­ния, она не испытывает ничего, кроме страха, который вну­шает ей непонятная, но уже и не великая фигура Базарова. Гигант занят тем, как бы «умереть поприличнее». Только пе­ред смертью он обретает потерянную гармонию, позволив признать собственное поражение, невозможность побороть чувство любви, но именно в этот момент Базаров познает жизнь во всем ее многообразии.

Теперь ему знакомы страдание и боль, теперь Базаров го­тов простить слабости другим, он принимает суеверие роди­телей, испытывает жалость. Но даже перед смертью он не мо­жет рассчитывать на ответное чувство в любимой женщине. Она остается холодна, последний поцелуй сродни милосты­не, поданной нищему. В этом прощании жизнь словно бы в последний раз смеется над Базаровым, но он больше не вос­принимает это как поражение — напротив, герой учится радо­ваться малому, учится быть счастливым. Визит Одинцовой становится для него наградой, а не жалостливой усмешкой. Базаров вновь целен, он отдается любви, уже не требуя взаим­ности, а просто наслаждаясь собственным чувством.

После смерти Базарова Одинцова найдет себя в роли на­ставницы для молодых Кати и Аркадия. Она так до конца и не постигнет силу любви Базарова, лишь будет чувствовать, что любовь была, что «этот-то» по-настоящему ее любил, но воспоминание о Евгении будет скорее ужасать Анну Сергеев­ну, чем восхищать. Ведь Базаров не мог ничего делать напо­ловину. Если разрушить старый мир, то разрушить до осно­вания, разрушить полностью, и только потом строить новый. Если любить, то отдавать себя целиком, но и взамен требо­вать абсолютной отдачи. Любая неполнота вызывала в нем резкое неприятие, даже отрицание. Так же и в отношениях с Анной Сергеевной: Базаров не смог принять ее холодности, хоть и мог надеяться впоследствии на какую-то взаимность. Но ему нужна была любовь до конца, идеальная любовь, на которую Одинцова была не способна.

Величина страсти Базарова стала губительной и для его любви, и для его жизни. Все, что отрицалось Базаровым, ста­ло отрицать его самого. Ненавистный «романтизм» вошел в его жизнь как разрушительное, дисгармоничное начало. Но справиться с собой, победить в себе жизнь Базаров был не в силах. Единственное, что могло бы успокоить его в полной мере, — это смерть. И смерть стала закономерным финалом его жизни. Смерть же разрешила его страдания безответной любви, смерть позволила Одинцовой спокойно продолжить свое существование в покое и комфорте, как она и привыкла.

Итак, можно по-разному отвечать на вопрос, насколько успешно прошел герой «испытание любовью». С одной сторо­ны, тот духовный кризис, который произошел в сознании Ба­зарова, говорит о неполноценности и неустойчивости его ми­ровоззренческих позиций, о неуверенности героя в собствен­ной правоте. С другой стороны, в любви Базаров оказался много сильнее и искренней, нежели остальные герои романа. Сила любви героя была такова, что разрушила морально и физичееки его самого и привела к смерти.[/sms]
28 ноя 2007, 13:08
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.