Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение: Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из 5-го действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)


Сочинение: Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из 5-го действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)

Сочинение: Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из 5-го действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)Сцена прощания Катерины с Борисом — одна из самых пронзительных и лиричных, с одной стороны, и «нагружен­ных» в смысловом отношении — с другой. Она является клю­чом к пониманию того трагического конфликта, втянутой в который оказывается Катерина, конфликта, связанного не с внешними событиями (любовь к другому, измена мужу, тя­желая обстановка в доме, суровая свекровь тя. так далее), а с событиями духовной жизни героини. Основная проблема пьесы есть отражение трагической антиномии внутренней жизни Катерины Кабановой, тех процессов осознания себя как личности, которые в итоге и привели к трагической раз­вязке драмы.

Особенности отношений Катерины с окружающими за­ключаются в том, что это сплошные «диалоги непонима­ния». Кем бы ни был собеседник, разговор всегда ни к чему не приводит: Катерина оказывается всегда как бы по другую сторону своих vis-a-vis — либо их убеждений, либо жизнен­ных принципов, либо особенностей личности. Так, ее страда­ния и мучения в доме Кабанихи кажутся совершенно непо­нятными Варваре, которая давно нашла удобные способы обхода существующих правил; не понимает Катерину и Ти­хон, занятый собственными переживаниями. Схожими ока­зываются и ситуации общения с Борисом, что мы и постара­емся показать в анализируемой сцене последнего прощания героев.
[sms]
Эмоциональный настрой Катерины и Бориса при их встрече очень схож: они оба тяжело переживают предстоя­щую разлуку, но воспринимают они ее по-разному и разны­ми словами говорят о ней. Переживания Катерины отража­ются в сбивчивости, прерывистости и непоследовательности реплик: глубина потрясения и насыщенность внутреннего монолога героини, который развертывается в этот момент, делает невозможным полный перевод ее мыслей и чувств во внешнюю речь. Отсюда и ее вопросы «Ты не забыл меня?» и «Ты не сердишься?» хотя совершенно ясно, что эмоциональ­ные и умственные реакции Бориса, которые возможны в дан­ной ситуации, кажутся неподходящими и неожиданными. Но важной здесь оказывается не семантика, а весь эмоцио­нально-смысловой комплекс, который несут реплики глав­ной героини.
Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, на что Борис отвечает вполне логичным и закономерным отказом, не понимая, что его «да» — это то, что ей сейчас больше всего необходимо услышать, —- и отнюдь не как реальное пригла­шение поехать с ним, а как свидетельство его чувств к ней. Осознает это и сама Катерина: она не продолжает настаивать, зная, что никогда за ним не последует, и говорит: «Сначала только разве скучно тебе будет, бедному, а там и позабу­дешь». Ответ Бориса («Что обо мне-то толковать! Я вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?») вновь не совпадает с тай возможной его реакцией, которой ожидает Катерина: ее собеседник просто меняет тему.
 
Причины этого могут заклю­чаться в том, что правоту ее слов сам Борис хорошо осознает, но разворачивать эту тему или же лгать Катерине, уверяя ее в своей вечной преданности, в теперешней ситуации становится невозможно. Важен и сам смысл задаваемых здесь им вопро­сов и той перспективы, на которую они указывают: Борис обеспокоен тем, как же Катерина будет продолжать жить в доме Кабанихи, когда об их тайной связи стало всем известно.

Слова Бориса могут расцениваться как проявление его за­боты, кроме того, это еще и раскрытие его точки зрения на произошедшее и происходящее. При всей значимости и важ­ности отношений с Катериной, этот разрыв Борис отнюдь не склонен воспринимать как фактический конец жизни — а именно так видит положение вещей сама героиня, хоть и не говорит об этом.

Катерина пытается объяснить Борису, что именно она пе­реживает, какое значение для нее имели отношения с ним, что ей теперь осталось, когда он уезжает навсегда, но оказы­вается, что все слова не соотносимы с происходящими собы­тиями, не передают реальной сути вещей. Масштабы того, что должно быть проговорено, не соотносятся с реальным временем. В момент лихорадочного и обостренного пережи­вания Катериной своего прошлого, настоящего да и будуще­го Борис — уже с точки зрения здравого смысла — начинает беспокоиться о том, что их могут застать и у них обоих могут быть неприятности. Это, на мой взгляд, совершенно несоиз­меримое со значимостью момента замечание. И Катерина по­нимает, что далее обсуждать прошлое и трагедию их раздель­ного будущего просто не имеет смысла.

Читатель же здесь впервые с ясностью осознает характер грядущей развязки драмы Островского. Катерина просит Бо­риса подать всем нищим, которые ему встретятся и просить помолиться за нее: «да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу». «Грешную» — это и измена мужу (тяжелей­ший грех в православной вере), и те изменения в ней самой, которые Катерина рассматривает как невозможные и несоот-носимые с ее представлениями о жизни и ее воспитанием, и, возможно, грядущее самоубийство.

Текст не позволяет говорить нам о том, что на этот момент Катерина уже задумала совершить самоубийство, но очевид­но то, что она с ясностью осознает невозможность для себя продолжать старую жизнь — в одном доме с нелюбимым и та­ким далеким от нее мужем и суровой и властной свекровью. Катерина уже сейчас предчувствует скорый и неизбежный конец своей жизни, хотя мысль о самоубийстве еще не произ­носилась.

И именно здесь, видимо впервые, Борис осознает цену для Катерины всего того, что произошло между ними, цену ее со­гласия на его любовь. Он понимает, что дальнейшей жизни для Катерины нет и быть не может в принципе, что выход ос­тается только один, и произносит последние слова: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!» И эти слова предрекают скорый конец драмы: Катерине действительно недолго осталось мучиться в «жестоком мире» города Кали-нова и несравнимо более тяжелых собственных внутренних мучениях, благополучно разрешить которые оказывается не­возможно.

Проанализировав сцену, мы увидели, что истинного и глубокого понимания между Катериной и Борисом не было и так и не возникло. Они очень по-разному смотрят на произо­шедшее и его смыслы, хотя ближе к финалу сцены их точки зрения сближаются. Однако смысловая глубина происходя­щего и того, что скоро произойдет, не позволяет все это про­говорить (да и есть ли смысл в этом озвучивании?). И Катери­на, и Борис поглощены тем, что происходит внутри них самих, и плохо слышат друг друга в предчувствии того, что скоро произойдет.

Мысль о смерти становится уже неотступной. Воспитан­ная в лучших народных традициях, Катерина не может и не хочет смириться с деспотическими домостроевскими поряд­ками. Ее мучит вопрос о страшном грехе самоубийства, в ре- шении которого она уповает только на христианскую лю­бовь: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться». Предсмертный монолог Катерины пронизан мотивами жиз­ненного тепла и света, красоты природного мира. Она оттор­гается не от Божьего мира, а именно от «темного царства». Согласно добролюбовской интерпретации «Грозы», героиня с сильным и цельным русским характером бросает реши­тельный вызов «темному царству».

Русская жизнь в драме Островского показана на социаль­ном и нравственном переломе, в состоянии глубокого кризи­са. По-своему трагично и положение антагонистки трагедии. Кабаниха чувствует, что старый патриархальный мир ру­шится, и всеми силами старается этому противостоять (важ­но уточнение: Кабаниха отстаивает худшие порядки старого мира. Но остановить процесс перемен уже невозможно. Вар­вара и Кудряш бегут из Калинова. Тихон, потрясенный смер­тью жены, в ее гибели прямо обвиняет Кабаниху: «Вы ее по­губили! Вы! Вы!»).

Отрицая «темное царство», гениальный драматург утвер­ждает ценность и достоинство человеческой личности. В рус­ской героине из народной среды он открыл героический ха­рактер, несущий в себе огромный потенциал любви и добра.[/sms]
28 ноя 2007, 11:52
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.