Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»


Сочинение: Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Сочинение: Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Пьеса А.Н.Островского «Гроза» — одно из вершинных произведений писателя, включившее в себя в той или иной степени все центральные темы его творчества: отношения на­рода и дворянства, сущность народной жизни, ее проблемы, трансформации внутри сословий, обусловленные историче­ским временем, и их отражение в нравственно-мировоззренческих установках, положение женщины в семье, слом эпох и его последствия в русском обществе и многие другие.

Смысловая доминанта «Грозы» — это смена эпох, неумо­лимо движущееся Время, влекущее изменения в представле­ниях о нравственности, морали, Боге, добродетели, о прави­лах семейного уклада и о наказании за грехи. Как же раскрываются эти проблемные узлы в пьесе?

В пьесе показаны неотвратимые исторические измене­ния, развертывающиеся в глухом небольшом городке на Вол,-ге, общественный и семейный уклад в котором являет собой воплощение традиции. Уклад жизни здесь — результат скла­дывавшегося веками единого свода правил, в основе которого лежит православная вера и ее установки. Все жители города находятся в поле действия этих сложившихся законов, по­рядков и обычаев и на первый взгляд живут, следуя им. Но по мере развития действия оказывается, что так или иначе все верны только букве и внешней форме этих канонов, забы­вая об их содержании, поскольку содержание уже нивелиро­валось из-за произошедших изменений.
[sms]
Патриархальная Россия оказывается уже больше воспо­минанием, нежели окружающей реальностью. Человек боль­ше не является прежде всего частью рода, а становится инди­видуальностью со своей собственной волей и личными представлениями о добре и зле. Герои пьесы оказываются перед тремя альтернативами реакции на происходящее и со­ответственно жизненного выбора. Проблему выбора можно рассмотреть на примере Кабанихи, Варвары и Кудряша, и Ка­терины.

Кабаниха безраздельно предана сложившимся веками правилам и канонам и готова на все ради их сохранения и со­блюдения. Этого она требует от всех окружающих, не отда­вая себе отчета в том, что эти правила уже давно содержа­тельно «опустошены». Мир Кабанихи неумолимо рушится, но она не желает признавать этот факт. В результате то, что при Домострое было гармоничным и естественным укладом жизни, благодаря ей превращается в неумолимый деспо- тизм, вытесняющий естественные отношения между людьми и отчуждающий всех друг от друга.

Именно на Кабанихе лежит ответственность за произо­шедший духовный разрыв между Катериной и Тихоном. Она предпочла форму содержанию, и природа возмездия ей ста­новится очевидной в финале драмы: сын, который так долго подчинялся и уже давно лишь играл в почтение к матери, бунтует открыто, обвиняя Кабаниху в гибели невестки: «Это Вы ее погубили!». Это — персонификация уже случившегося краха всего старого мира, который еще не стал очевиден только для самой Кабанихи, а непонимание сына — символ несовместимости матери с новым миром, который для нее оказывается неприемлем. Жизнь Марфы Игнатьевны по большому счету уже закончена — так же как и жизнь Кате­рины. Никакого будущего, кроме созерцания обломков про­шлого, с которым Кабаниха не в состоянии расстаться, для нее нет.

Варвара и Кудряш - герои, которые легче всех пережи­вают происходящие изменения. Формально они остаются верными всем старым традициям и сложившемуся укладу, но на самом деле оба живут так, как им удобно. Умело лави­руя между старым поколением и его требованиями к фор­мальным приличиям и собственными стремлениями к воле, Они единственные избегают трагических осложнений и кон­фликтов. Но появляется вопрос о том, что делает возможным такой благополучный путь. Возможным он оказывается бла­годаря тому, что ни Кудряш, ни Варвара не обременяют себя решением мировоззренческих вопросов, не обладают четкой и твердой собственной позицией и легко идут на компромисс: «Лишь бы шито-крыто было». То есть благополучие достига­ется благодаря довольно значительной личностной ограни­ченности. Пожалуй, именно поэтому ни Кудряш, ни Варвара не несут никакого возмездия за свои поступки и свой выбор: они существуют по другую сторону понятий греха, покаяния или возмездия.

Самой трагической оказывается судьба Катерины. Воспи­танная на традиционных правилах, она восприняла не форму и букву этих правил, а прежде всего содержание, которое стало основой жизни и направлением ее построения. И изме­нения происходят не в сфере убеждений Катерины, но в сфе­ре личности, когда начинается процесс индивидуализации, лишь принявший форму незаконной, преступной любви по отношению к Борису. Таким образом, Катерина оказывается в ситуации трагического разрыва: ее вера в Бога и представ­ления о нравственности делают невозможными эту любовь и сами изменения, происходящие в личности Катерины, но также невозможно остановить эти изменения. Компромисс становится для героини неприемлемым в силу особенностей ее сознания: ее убеждения являются частью ее жизни, а воз­вышенная и пылкая вера в Бога — центром ее натуры.

Изменить себе Катерина также не в состоянии — это было бы равносильно предательству, продолжение жизни оказа­лось бы автоматически обессмысленным. Таким образом, она совершает грех, принести покаяние в котором нельзя: ведь покаяние означает перемену в человеке, когда он больше не может совершать этот грех, оказываясь по его другую сторо­ну. Но этот грех соприроден тем трансформациям во внутрен­ней жизни героини, понять которые она сама не в состоянии.
 
И здесь как раз начинается возмездие: Катерина не может принести покаяние в содеянном, но продолжать так жить дальше тоже невозможно. Она кончает с собой, принеся пе­ред этим публичное покаяние в измене мужу, и совершает са­мый страшный в православной традиции грех — грех само­убийства: отказ от жизни, которая была дана Богом, — вызов Богу. Но в сложившейся ситуации это остается единственным приемлемым решением. Таким образом, происходит своеоб­разное совмещение греха и возмездия, а покаяние, даже ис­тинное по природе, оказывается нерезультативным. Но при этом из всех героев пьесы только Катерина смогла сохранить свою личностную высоту, пронести то, что было свято, и при­нять то новое, что в ней самой появилось помимо ее воли.

В качестве вывода можно заметить, что в этой драме Ост­ровский осмысляет традиционное одномерное понимание сущности греха, покаяния и возмездия: человеческие пред­ставления, о моральных и нравственных императивах могут фатально расходиться с теми законами, которые действуют в жизни объективно. Жизнь в таком случае определяется не в этих, часто искажаемых, терминах, а тем сознательным и от­ветственным выбором, который человек делает в каждый мо­мент своего бытия.[/sms]
28 ноя 2007, 11:35
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.