Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»


Сочинение: Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Сочинение: Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»В 1878 году Островским была написана одна из его извест­нейших пьес— «Бесприданница».

Перед постановкой пьесы автор несколько раз читал ее в московских литературных и артистических кругах. Как пи­шет сам Островский, «все единогласно признали «Беспри­данницу» лучшим из всех» его «произведений». Первая по­становка состоялась на сцене Малого театра. Однако сначала сценическое воплощение не вызвало восторгов широкой пуб­лики. Шли годы, и все популярнее она становилась на сценах театров (и не только России). Многие актеры мечтали сыг­рать Ларису Дмитриевну или Карандышева. Горячо любима эта пьеса и в наши дни.

Наверное, в пьесе есть что-то особенное, к проблемам, раскрываемым в ней неравнодушны очень многие. Именно это помогло ей выжить и не быть забытой, сквозь века дойти до сердец зрителей всех времен.

Психологически сложной является роль Юлия Капитоны-ча Карандышева — «молодого человека, небогатого чиновни­ка». Карандышев — особенный герой в мире Островского, бедный чиновник, обладающий чувством собственного досто­инства. При этом самолюбие в нем гипертрофировано на­столько, что становится заменой любому другому чувству. Лариса для него — это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность вос­торжествовать над блистательным Паратовым, богатым со­перником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометиро­ванную отношениями с Паратовым. Ему все время дают по­нять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи официальным женихом, Карандышев воспринимает­ся Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.
[sms]
Лариса Дмитриевна Огудалова — главная героиня пьесы, бесприданница. В ремарке она описана лаконично: «одета бо­гато, но скромно». О ее внешности мы больше узнаем по ре­акции окружающих. В русских пьесах часто появляется бед­ная невеста, являющаяся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен мнимый выбор: она вы­бирает только в душе, тогда как права совершить поступок она лишена.

Лариса любит Паратова как человека, способного пода­рить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о дру­гом, поэтическом и легком мире, который непременно суще­ствует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мне­нию всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на са­мом деле. Следами этого мира в ее собственной жизни явля­ются любимые стихи, романсы, мечты.

Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей спо­собен дать мелкий чиновник. Тем более она не может про­стить его личного унижения, его неудач в попытках срав­няться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Воз-
можно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответ­ствовать его болезненно честолюбивым причудам вроде пре­тенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову:

«Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свобо­ден, так довольно одного его взгляда...»

В ее душе происходит борьба между стремлением сми­риться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тос­кой по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Ларису к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что путь в этот роман­тический мир лежит через такой же романтический, безрас­судный и эффектный поступок. Но этот поступок опромет­чив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем ми­ром, который существует только в стихах и романсах.

Как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выгля­дит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственно­го выбора, открывает Ларисе глаза на ее подлинное положе­ние. Она — всего лишь приз, который оспаривают друг у дру­га мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-про­дажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался загля­нуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Бе нет на свете... нечего и искать».

В ее речи и поведении использована стилистика жестоко­го романса, одновременно обладающая своеобразной поэтич- ностью и граничащая с пошлостью, фальшью, «красиво­стью»: цитаты из М.Ю. Лермонтова и Е.А. Баратынского сочетаются с пошловатыми фразами, вроде «Вы — мой пове­литель». В этом отражается свойство самого идеала, привле­кающего Ларису: он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах мелодра­матизм сочетается с подлинной проникновенностью и глуби­ной переживаемого чувства: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга». Это сочетание делает роль Ларисы чрезвычайно интересной, она привлекла таких актрис, как М.Н. Ермолова и В.Ф. Комиссаржевская.

Паратов Сергей Сергеевич — «блестящий барин, из судо-хозяев, лет за 30». Несмотря на производимое впечатление, Паратов на самом деле персонаж проще,, чем Лариса и Каран-дышев. Эта еще одна вариация героя — прожигателя жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателя­ми приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизнен­ным поискам.

Умение театрализовать, сделать эффектным и загадоч­ным любой свой поступок, основанное на том «амплуа» бога­того и рокового барина, в котором он выступает, дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то не­обычайно благородное. Это проявляется, например, в разго­воре с матерью Ларисы о его женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ла­рисы в финале Пьесы: «Допускаете ли вы, что человек, ско­ванный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» И «цепи» и «гнетущая действительность» — только прикрытие неблаго­видного поступка и уже не могут обмануть. Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.

Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устро-
енного ее женихом, Паратов примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовле­творения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинства.

За эффектной позой Паратова ничего нет. Он мираж, фан­том, созданный воображением Ларисы и отчасти Каранды-шева. Он пустое место в самых разных отношениях, и это хо­рошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные «хозяева жизни» — человеку, живущему эфемерной, иллюзорной жизнью.

Паратов вносит беспорядок в уже более или менее устано­вившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей уча­стью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются почти все события в пьесе.

Карандышев отвергает тот путь к подлинному семейному согласию, о котором его просит Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочув­ствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!» Это был путь смирения, возможность заслу­жить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену фантома — иллюзии величия и блеска Па­ратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть в глазах других счастли­вым соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от город­ской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не же­них вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватает­ся утопающий...»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чинов­ника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осоз­нанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзор­ной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравст­венных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда Карандышев бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказыва­ется слишком поздно, ситуация уже непоправима и возмож­ность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим при­знанием следует поступок, невозможный для человека любящего, впервые осознавшего это чувство, — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара». Карандышев не может обладать этой женщиной живой и утверждает свою власть над мертвой.

Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели. Это — акт присвоения, послед­няя попытка восторжествовать над соперниками, превосхо­дящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; те­перь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». Именно в этом он особенно смешон и жалок. Все его поведение на сцене строится на постоянном посрамлении его попыток встать в позу благородного жениха, блестящего кавалера или свет­ского человека.[/sms]
28 ноя 2007, 11:25
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.