Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)


Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)

Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)А.Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии XIX века. Пьеса «Гроза» представляет для читателей особый интерес, так как в ней описываются не только социальный и нравственный кон­фликты, но и дается достаточно полная характеристика рус­ского купечества второй половины XIX века.

Для того чтобы понять жизнь общества, описанного в Произведении, надо проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Хозяева жизни в городе Калинове — бога­тые купцы — отстаивают свои взгляды в отношении семей­ных устоев и правил. Характеризуя жизнь в этом провинци­альном городе, один из героев драмы, Кулигин, говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — имея в виду в первую очередь главных лиц Калинова — Мар­фу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого.

Консервативные взгляды, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей» жене, проводивши мужа, выть, лежа на крыльце, мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, — это старорусская семья, для которой характер­но полное бесправие молодого поколения, а особенно жен­щин.

Кабаниха является представительницей старшего поко­ления, более патриархального и почитающего традиции. Ге­роиня не дает воли ни своему сыну Тихону, ни тем более сво­ей невестке Катерине. На самом деле образ ее намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В строгости к сыну видна любовь, желание помочь ему встать на ноги в этой тя­желой жизни; в придирках к Катерине проявляются рев­ность и досада на то, что отняла сына; постоянное дурное на­строение тоже можно понять — вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что скоро и конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю».
[sms]
Кабанова — непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает мо­лодежь за то, что у них к старшим «должного почтенья» нет. Главой другого семейства, представленного в драме, яв­ляется Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается при­крыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеоб­щем благе, Дикой считает это для себя лишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится: всех ругает — соседей, работников, членов своей семьи, распускает руки, не платит крестьянам. Савел Прокофьевич — совершенно пустой человек, постоянно ищущий ссоры, самодур, который действует, не руково­дствуясь разумом. Показательны характеристики, которые дают Дикому другие герои пьесы (Шапкин, Кудряш, Кули-гин): «ругатель», «пронзительный мужик», «воин».
Отношение Савела Прокофьевича к его племяннику Бо­рису доказывает, что в городе правит «самодурная сила»: за­вещанное бабушкой наследство Борис может получить, толь­ко если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии получения наследства: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда».

Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь серд­цем, а не умом, а сердце у него недоброе. И этот человек явля­ется «значительным лицом в городе». Такие люди, как Ди­кой и Кабаниха, представляют собой основу русского купечества.

Молодое поколение, показанное в пьесе «Гроза», также является очень важной частью жизни общества. Удивляют пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспо­собность сделать что-то новое и смелое. Тихон и Варвара, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком ве­щей и не хотят следовать правилам, но, с другой стороны, они не решаются протестовать против навязываемых зако­нов «темного царства», а лишь приспосабливаются к жизни в нем. Принцип жизни Варвары — «делай, что хочешь, толь­ко бы шито да крыто было». Ее любимый — Ваня Кудряш — казалось бы, не подчиняется власти Дикого, однако противо­поставляет необузданной силе купца другую силу: «Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет». К этой группе персонажей можно отнести и Бориса. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. Борис и сам говорит, что он «загнан, забит». Можно сделать вывод, что и молодое поколение унаследовало «жестокие нравы».

Таким образом, перед читателями предстает весь купече­ский мир города Калинова. Но «темное царство» — это не только Кабанова и Дикой, не только молодые герои, но мно­жество других, даже иногда не названных по именам персо­нажей. Это и старая сумасшедшая барыня, которая пугала Катерину «геенной огненной», и богомолка Феклуша, и про­хожие на бульваре. Мы видим, что на примере произведения А.Н. Островского «Гроза» можно провести анализ купече­ского общества того времени, увидеть противоречия, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже окунуться в жизнь всего российского общества середины XIX века.

Еще одно произведение Островского — «Бесприданни­ца» — описывает Россию уже более позднего времени — Рос­сию зарождающихся капиталистических отношений. В об­ществе предпринимателей прежде всего обращают на себя внимание такие герои, как Кнуров и Вожеватов. Кнуров — представитель старшего поколения, он делец. Для него глав­ным достоинством человека являются деньги, а все вокруг представляет собой товар. Вожеватов относится уже к ново­му поколению. Несмотря на то что Вожеватов еще молод, деньги определяют его отношение к миру. Для Кнурова и Во­жеватова не существует нравственных ценностей, только ма­териальные. Эти герои по-деловому обсуждают и покупку Ларисы Огудаловой. Когда дельцы играют в орлянку на Ла­рису, героев не смущает то, что она человек. Островский де­лает вывод из такой ситуации, что наступившее время лише­но нравственных ценностей. Все вокруг было основано на деньгах.

Главная героиня — единственное воплощение души в без­душном мире. Она открывается людям, но ее душа оказыва­ется невостребованной. Даже мать Ларисы готова отдать ее за деньги. В пьесе возникает конфликт между деньгами и ми­ром, где денег нет.

Деньги порождают жестокость не только по отношению к Ларисе. Автор изображает, как общество относится к «ма­ленькому человеку», который имеет право на собственную гордость, но его право не признано миром дельцов. Каранды-шев, со своим недалеким внутренним миром, с низменными ценностями, хочет занять место в кругу «хозяев жизни». Для этого он мечтает жениться на Ларисе, чтобы показать окружающим, что такая женщина будет именно с ним. Она нужна Карандышеву, чтобы самоутвердиться в обществе.

Таким образом, главная героиня оказывается нужна каж­дому персонажу пьесы для какой-либо цели. Конфликт в произведении постепенно начинает приобретать оттенки нравственного. Лариса не может покончить жизнь самоубий­ством, как Катерина. Она провоцирует Карандышева на убийство. В последней сцене, когда она умирает, ее душа прощает всех. Общество, которое окружало героиню, жесто­ко и бездушно, но Лариса оказывается выше этого мира.

В пьесе «Бесприданница», в отличие от драмы «Гроза», Островский показал основные ценности уже более позднего времени. Мы видим, что в обществе почти ничего не измени­лось. Купцов стали называть дельцами, но и это ничего не по­меняло. Главные представители того или иного времени ос­тались все такими же пустыми людьми, боящимися всего нового, подчиняющимися каким-то своим ценностям или идеалам. Островский показал жестокость и бездушность мира по отношению к конкретному человеку с его ранимой душой.[/sms]
28 ноя 2007, 10:48
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.