Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю. Лермонтова)


Сочинение: Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю. Лермонтова)

Сочинение: Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю. Лермонтова)После разгрома Декабристского восстания большая часть русского общества оказалась скованной сильнейшей реакци­ей, результатом которой стало духовное обмельчание. Про­свещенная часть общества очень хорошо это сознавала, но де­лать в этой ситуации было нечего. Именно к этой части русского общества и принадлежал Лермонтов. Одним из ис­точников, питавших молодого Лермонтова и навсегда сохра­нивших для него важность, стала идейная традиция декаб­ризма и окруженная героическим ореолом «легенда о декабристах».

Именно на этой основе сформировался яркий романтизм поэта, с его стремлением к свободе, неприятием общества, об­реченностью на одиночество. Пушкину была присуща вера в победу разумных сил истории, которая, хотя и боролась с трагическими впечатлениями жизни, укрепляла светлые и гармонические основы его мировоззрения и творчества. У Лермонтова этой веры уже не было, было ощущение силь­нейшей дисгармоничности окружающего мира, которую он и выражал в своей поэзии, основанной на системе романтизма Байрона. Романтическое сознание Лермонтова характеризу­ется особой жизненностью, привязанностью к земной красо­те, напряженностью самоутверждения, пытливостью и ду­ховной экспансией.

Все эти черты ярко проявились в его поэзии, в разрабаты­ваемых им темах. Некий же итог исканий был подведен в по­эме «Мцыри», центральной темой которой стали размышления поэта о взаимоотношениях человека и мира, об обреченности человека.

Сюжет поэмы «Мцыри» прост: проезжающий генерал ос­тавляет умирающего мальчика в монастыре, но через какое-то время тот сбегает, блуждает по лесам, после чего возвра­щается в монастырь и перед смертью рассказывает о том, что он видел на воле. Мцыри по происхождению горец, и в его крови живет страсть к воле и свободе, но он оказывается в монастыре и должен принять постриг, что противоречит всей его природе. Во время пребывания в монастыре всем стерж­нем жизни Мцыри становится стремление вырваться на волю, вернуться к тому миру, к которому он принадлежит по своему рождению.
[sms]
Лермонтов был убежден, что Бог дал человеку страсти, стремление к познанию, однако утолить все это в человеке не спешит. Отсюда частые мотивы богоборчества в лирике по­эта, которого возмущает это кажущееся равнодушие Созда­теля к судьбам людей. После разрыва с небом в душе челове­ка остается пустота, которую тот стремится заполнить и которую порой не в состоянии оказывается заполнить рели­гия. Именно это и происходит в поэме «Мцыри».

Поиски Мцыри — это и поиски Бога в том числе, обрести которого в стенах монастыря он не может, не ощущая его там. Однако это не значит, что в монастыре, где оказался Мцыри, Бога действительно нет: Его там нет именно для ге­роя, который личностно слишком отличается от всех обита­телей монастыря, для которого путь к Богу через смирение, покаяние, подавление собственной воли совершенно не ве­дет, а ведет лишь к слому собственной личности, к потере себя. Мцыри ощущает, что найти Бога и себя, обрести все то, что очень давно утратил, он сможет за стенами монастыря, который означает для него только несвободу, — на своей ро­дине, на лоне природы. И он бежит.

В поздний период творчества Лермонтов пришел к осоз­нанию того, что между природой и сотворившим ее Богом есть тесная связь и человек может найти Бога именно в при­роде. Она не мертва по своей сущности: в ней происходит множество событий, которые могут служить символами со­бытий в мире человеческом. Лучшее, о чем может мечтать человек, — это о слиянии с природой. Таково и ощущение Мцыри. Он сбегает, и поначалу «как брат, обняться с бурей был бы рад». Он впервые ощущает себя полностью свобод­ным и в мире, который кажется «соприродным» ему.
 
По пер­вому впечатлению героя, он наконец обретает то, о чем так долго тосковал, — свободу и волю как такие формы бытия, которые являются основаниями самой природы его сущест­вования как человека. Однако постепенно становится оче­видно, что внешняя свобода не совпадает с внутренним ощу­щением, Мцыри чувствует, что свобода как внутренняя категория к нему не пришла, ее он не обрел — и с окружаю­щей его природой он в этом расходится. Но природу он все еще видит как «Божий храм», постепенно приходя к выводу о том, что сам в действительности ей «несоприроден» и оди­нок в той же степени, как и монастыре.

Корень человеческого одиночества у Лермонтова — по­стоянное противостояние героя и мира, та дистанция, кото­рая их разделяет и оказывается непреодолимой. Надо отме­тить то, что в этой поэме одиночество главного героя — это не свидетельство его особой, романтической, избранности. Оно ничего не дает и даже не обещает Мцыри, но оказывается ис­точником его тяжелых переживаний и тоски, все увеличи­вающейся по мере осознания героем того, что нет такого пути, который бы привел его к слиянию с этим блистающим миром природы, к которому он в действительности не при­надлежит. Более того, постепенно зов природы оборачивает­ся роковым соблазном: она очаровывает своей красотой, полнотой жизни, о которой Мцыри так долго мечтал, находясь в монастыре, но герой теряется и не может найти свой путь на родину: «Но скоро в глубине лесной/ Из виду горы потерял/ И тут с пути сбиваться стал».
 
Прекрасный природный мир, к которому герой стремился, чью чуждость себе он обнаружи­вает, становится преградой на пути домой, на Родину. Герой теряет сознание и попадает обратно в свою прежнюю темни­цу — монастырь. Но перед смертью герой обещает: «И нико­го не прокляну».

Это — значительное переосмысление Лермонтовым чело­века и мира, человека и человека. Если ранее одиночество и отграниченность человека от всего окружающего были при­знаком особой отмеченности личности, которая могла обрес­ти гармонию только на лоне природы, то теперь оказывается, что человеку необходим другой человек, что природа — это мир, замкнутый на себя, в который личности нет доступа: че­ловек может любоваться ею, но никогда не станет неотъемле­мой ее частью.

Мцыри умирает. Эта смерть героя оказывается совершец-но неизбежной и закономерной: своего гармоничного места в мире он обрести так и не смог, а по одаренности и глубине личности внешнее, неосмысленное существование было не­возможно. Романтический герой примиряется с миром, но своего места в нем не обретает, и это примирение поэтому горькое.[/sms]
28 ноя 2007, 10:02
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.