Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?


Сочинение: Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Сочинение: Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» стала во многом Под­ведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаи­моотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на роман­тическом мировосприятии, унаследованном Лермонтовым от Байрона, — отсюда подчеркнутое одиночество человека в мире и понимание этого одиночества как знака избранности. Отличительной чертой творчества поэта стало изображение непонимания лирического героя самыми близкими людьми (даже возлюбленной) и неприятия его обществом; «дьяволь­ская», манфредовская гордость такого героя, поиски им при­станища и одновременно невозможность его обретения в силу качеств самой личности оказались в центре внимания Лермонтова.

Другим истоком поэзии стала декабристская традиция с ее идеями о предназначении человека для служения отчизне, острым неприятием общественного строя, мечтами о либе­ральных изменениях в России, размышлением о ее судьбах. Именно поэтому в лермонтовской лирике частым становится сочетание гражданского, философского и личного содержа­ния, а лирический герой является носителем индивидуали­стического характера, поэтом-мыслителем и гражданином, размышляющим о свободе и рабстве, жизни и смерти. Все эти идеи получают значительное переосмысление в творчест­ве позднего Лермонтова и, в частности, в поэме «Мцыри».

Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова ока­зался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в по­эме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова. Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламен­ных страстей, находящегося в постоянном поиске, не совмес­тимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал че­ловеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализо­вать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет.
[sms]
Между человеком и Богом, небом и землей когда-то очень давно произошел трагический разрыв, после чего чело­век оказался обреченным на внутреннюю пустоту и поис­ки — себя и Бога, оказался подвластен влиянию зла — так в поэзии Лермонтова появляется образ Демона. Однако в по­эме «Мцыри» читатель видит отстаивание совсем другой по­зиции. Мцыри не приживается в монастыре, но не потому, что в монастыре нельзя обрести Бога, а потому что Мцыри слишком отличается от обитателей монастыря. Их путь к Богу, святости и полноте жизни не может стать его путем — именно поэтому он сбегает из монастыря, что ощущает: цель его поисков лежит за стенами обители.

Оказавшись на свободе, Мцыри чувствует себя на какое-то время в состоянии абсолютной гармонии с окружающим миром, который ближе ему, чем мир людей. Герой ощущает себя частью природы, самое главное — он постигает вкус сво­боды. Лермонтов в своей ранней лирике указывал на приро­ду как на некий идеальный мир, к слиянию с которым как пути к абсолютной гармонии и должен стремиться человек. То, что происходит в природе, можно рассматривать как сим­вол происходящего внутри самого человека, что очень важно для лермонтовского лирического героя, который является прежде всего «внутренним человеком» по своему устройству. Именно пробуждение души и переживает Мцыри, прислу­шиваясь к тому, что происходит вокруг него.

Но постепенно читатель наблюдает изменения в миро­ощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно — хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смер­тельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе — это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия). Здесь герой обречен на вечное скитальчест­во — не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И нако­нец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою Родину.

Родина в понимании самого Лермонтова — это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсе­гда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри Родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна — герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад.
 
Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем — и порой является даже более ощутимым и реальным, чем не­желанное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кро­ме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им раз­рыв между прошлым и настоящим, прошлое — это еще и единственный источник воспоминаний о некоем изначаль­ном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни — а значит, существует надежда на обретение это­го идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивает­ся тяжким искушением, поддавшись которому герой навсе­гда теряет всякую возможность попасть на Родину и таким образом обрести свою гармонию.

Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, чего ис­кал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на Родину закончились полным поражением.

Однако Мцыри не проклинает все окружающее, как сделал бы романтический герой. Мцыри осознает, что искал он пре­жде всего другого человека, который оказался бы способен к пониманию и сочувствию. Именно поэтому он рассказывает монаху о том, что пережил за те три дня, когда его не было, — герой раннего Лермонтова никогда бы не пошел на такой по­ступок: он был горд собственным одиночеством как знаком некой миссии. Но в поэме «Мцыри» романтический герой примиряется с окружающим миром, хотя и не обретает в нем своего определенного места. Так, среди тех нравственных ценностей, которые утверждала и лирика раннего Лермонто­ва (свобода, независимость, осознание собственного избран­ничества, постоянный поиск и духовная неуспокоенность), появляется новая, очень значительная: необходимость мира, духовной близости и понимания между людьми.[/sms]
28 ноя 2007, 09:58
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.