Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Почему в лирике М.Ю. Лермонтова любовь к Родине названа «странной»?

Сочинение: Почему в лирике М.Ю. Лермонтова любовь к Родине названа «странной»?

Сочинение: Почему в лирике М.Ю. Лермонтова любовь к Родине названа «странной»?В 1832 году 18-летний Лермонтов написал знаменитый «Парус», ставший как бы камертоном ко всему его творчест­ву. Строки:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! —

можно поставить эпиграфом к собранию всех его сочинений. По сравнению с Пушкиным, Лермонтов, как отмечал Бе­линский, поэт совсем другой эпохи. Если в поэзии Пушкина преобладали мотивы жизнеутверждения, хотя он не прохо­дил мимо противоречий и темных сторон действительности, то у Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце Его поэзия — совсем иное звено в цепи историче­ского развития нашего общества».

Особенности творчества Лермонтова определяются и чер­тами его личности, таланта, и своеобразием эпохи, в которую он жил и творил. А эту эпоху, наступившую после разгрома декабристского движения, хорошо охарактеризовал А.И. Гер­цен: «Как невыносимо грустно и тягостно жить подчас! Кни­га выпадает из рук, перо также. Хочется жить, деятельно­сти, движения и одно одно немое, тупое, глупое положение сосланного в пустой городишко. Подчас я изнемо­гаю Больно, унизительно, оскорбительно и существен­но убивственно, если взять в расчет время. И умереть, быть может, в этом положении... Фи!»

И вместе с тем Лермонтов явился продолжателем Пушки­на, развившим и обогатившим идеи и мотивы его поэзии.

Лермонтов постоянно, почти физически ощущал себя пленником, узником враждебного общества, он страдал и то­мился под гнетом лицемерия, равнодушия светской толпы.
[sms]
Символическое значение приобретает зарисовка маскара­да, где

При диком шепоте затверженных речей
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски...

(* Как часто пестрою толпою окружен...»)

Не таким ли маскарадом оборачивается вся окружающая жизнь, с ее суетой и мишурным блеском, с леностью и равно­душием людей, у которых, подобно светским красавицам, давно погасли сердца и стали бестрепетными руки (невольно вспоминается стихотворение А.И. Одоевского «Бал», где танцующие уподобляются мертвецам: «То кости лязгают о кости... Плясало сборище костей...»)

Нелепому, почти фантасмагорическому празднеству поэт противопоставляет свою мечту: ему грезится создание

С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.


Обращаясь к прошедшим детским годам, к воспоминани­ям о родном доме, о его окрестностях, он набрасывает картин­ку с изумительно выписанной художественной деталью:

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.


Но мечта недолговечна, и, возвращаясь к действительно­сти, к праздничной толпе, поэт испытывает страстное жела­ние

...смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Раздумья о бесплодно проходящей жизни, чувство тяже­лого одиночества выражены в одном из самых пессимистиче­ских, но и самых сильных стихотворений Лермонтова — «И скучно и грустно», которое Белинский по глубине мысли и яркости формы сравнивал с «Думой». Как инвектива зву­чит внутренний диалог поэта с самим собой:

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
.. .Любить?.. но кого же?.. на время — не стоит труда...
...В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
...Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка.

Безнадежным, страшным выводом, приговором жизни завершается этот поэтический диалог:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка...


Лермонтова словно притягивает тема смерти, гибели — может быть, как предчувствие собственного ухода с земли. В 1841 году, незадолго до трагической кончины, он написал, возможно, под влиянием казачьей песни, стихотворение «Сон», необычайно сложное по композиции: поэту снится соб­ственная смерть в долине Дагестана от вражеской пули. Но смерть не глухая и не бесчувственная. Убитый видит во сне молодую красавицу, в свою очередь видящую во сне долину Дагестана со «знакомым трупом» убитого. Стихотворение можно было принять за поэтическую шутку, когда бы не его серьезная, сурово-сдержанная интонация, присущая не шут­ке, а скорее пророчеству, предсказанию.

Но Лермонтов не был бы Лермонтовым, если бы в самых мрачных раздумьях о жизни, в самых горестных ожиданиях и предощущениях будущего не находил каких-то светлых красок.

1841 год отмечен в творчестве поэта появлением принци­пиально важного для него и для всей русской литературы стихотворения «Родина». Еще Пушкин в «Евгении Онегине» (отрывках из «Путе­шествия Онегина») писал:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи —
Да пруд над сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой,
Да щей горшок, да сам большой.


Лермонтов подхватил и продолжил это стремление к по­знанию и отображению жизни народной Руси. Зерно пало на подготовленную почву. Тема Родины возникла в творчестве Лермонтова еще в «Смерти Поэта», где он выступил против авантюристов-иностранцев, подобных Дантесу, поднявшему руку на честь и славу России. Эта тема была продолжена и развита в знаменитом «Бородине», в котором, в противопо­ложность писаниям придворных летописцев, воспет истин­ный победитель в войне 1812 года — русский солдат. В сти­хотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» сказалась нежная любовь поэта к родной земле, к ее бескрайним нивам и «сладостной тени» садов, к ее вечерним зорям и рассветам, к ее душистым цветам и студеным источникам — ко всему, что навевает «таинственную сагу про мирный край».

В стихотворении «Родина», отвергая казенный патрио­тизм, фальшивые речи о русском народе, будто бы полном «гордого доверия» к своим правителям, Лермонтов с умиле­нием и уважением пишет о русском крестьянине, видимо живущем нелегкой жизнью (лучины в избах, крытые соло­мой жилища — накануне, как показал И. Андроников, в России был голод и солому с крыш скормили скоту). Поэт ис­пытывает радостное чувство, видя плоды народного труда, заботы крестьянина не только о хлебе насущном, но и об ук­рашении своего быта («с резными ставнями окно»). С мягкой улыбкой говорит он о народных праздниках, о лихой пляске «с топаньем и свистом / Под говор пьяных мужичков» (вспомним пушкинское: «Теперь мила мне балалайка, / Да пьяный топот трепака...»). Продолжая мотивы стихотворе­ния «Когда волнуется желтеющая нива...», Лермонтов пи­шет о своем восхищении безбрежными лесами Родины, хо­лодным молчанием ее полей, бескрайними разливами рек.

Справедливо отмечал Н.А. Добролюбов, что поэт понима­ет любовь к Родине «истинно, свято и разумно». Эта любовь проявляется не только в стихотворении «Родина» — она оп­ределяет тематику, проблематику, тональность всего творче­ства Лермонтова. [/sms]
28 ноя 2007, 08:43
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.