Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Почему в лирике М.Ю. Лермонтова любовь к Родине названа «странной»?
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! —
можно поставить эпиграфом к собранию всех его сочинений. По сравнению с Пушкиным, Лермонтов, как отмечал Белинский, поэт совсем другой эпохи. Если в поэзии Пушкина преобладали мотивы жизнеутверждения, хотя он не проходил мимо противоречий и темных сторон действительности, то у Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце Его поэзия — совсем иное звено в цепи исторического развития нашего общества».
Особенности творчества Лермонтова определяются и чертами его личности, таланта, и своеобразием эпохи, в которую он жил и творил. А эту эпоху, наступившую после разгрома декабристского движения, хорошо охарактеризовал А.И. Герцен: «Как невыносимо грустно и тягостно жить подчас! Книга выпадает из рук, перо также. Хочется жить, деятельности, движения и одно одно немое, тупое, глупое положение сосланного в пустой городишко. Подчас я изнемогаю Больно, унизительно, оскорбительно и существенно убивственно, если взять в расчет время. И умереть, быть может, в этом положении... Фи!»
И вместе с тем Лермонтов явился продолжателем Пушкина, развившим и обогатившим идеи и мотивы его поэзии.
Лермонтов постоянно, почти физически ощущал себя пленником, узником враждебного общества, он страдал и томился под гнетом лицемерия, равнодушия светской толпы.
[sms]
Символическое значение приобретает зарисовка маскарада, где
При диком шепоте затверженных речей
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски...
(* Как часто пестрою толпою окружен...»)
Не таким ли маскарадом оборачивается вся окружающая жизнь, с ее суетой и мишурным блеском, с леностью и равнодушием людей, у которых, подобно светским красавицам, давно погасли сердца и стали бестрепетными руки (невольно вспоминается стихотворение А.И. Одоевского «Бал», где танцующие уподобляются мертвецам: «То кости лязгают о кости... Плясало сборище костей...»)
Нелепому, почти фантасмагорическому празднеству поэт противопоставляет свою мечту: ему грезится создание
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Обращаясь к прошедшим детским годам, к воспоминаниям о родном доме, о его окрестностях, он набрасывает картинку с изумительно выписанной художественной деталью:
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Но мечта недолговечна, и, возвращаясь к действительности, к праздничной толпе, поэт испытывает страстное желание
...смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Раздумья о бесплодно проходящей жизни, чувство тяжелого одиночества выражены в одном из самых пессимистических, но и самых сильных стихотворений Лермонтова — «И скучно и грустно», которое Белинский по глубине мысли и яркости формы сравнивал с «Думой». Как инвектива звучит внутренний диалог поэта с самим собой:
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
.. .Любить?.. но кого же?.. на время — не стоит труда...
...В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
...Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка.
При диком шепоте затверженных речей
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски...
(* Как часто пестрою толпою окружен...»)
Не таким ли маскарадом оборачивается вся окружающая жизнь, с ее суетой и мишурным блеском, с леностью и равнодушием людей, у которых, подобно светским красавицам, давно погасли сердца и стали бестрепетными руки (невольно вспоминается стихотворение А.И. Одоевского «Бал», где танцующие уподобляются мертвецам: «То кости лязгают о кости... Плясало сборище костей...»)
Нелепому, почти фантасмагорическому празднеству поэт противопоставляет свою мечту: ему грезится создание
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Обращаясь к прошедшим детским годам, к воспоминаниям о родном доме, о его окрестностях, он набрасывает картинку с изумительно выписанной художественной деталью:
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Но мечта недолговечна, и, возвращаясь к действительности, к праздничной толпе, поэт испытывает страстное желание
...смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Раздумья о бесплодно проходящей жизни, чувство тяжелого одиночества выражены в одном из самых пессимистических, но и самых сильных стихотворений Лермонтова — «И скучно и грустно», которое Белинский по глубине мысли и яркости формы сравнивал с «Думой». Как инвектива звучит внутренний диалог поэта с самим собой:
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
.. .Любить?.. но кого же?.. на время — не стоит труда...
...В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
...Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка.
Безнадежным, страшным выводом, приговором жизни завершается этот поэтический диалог:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка...
Лермонтова словно притягивает тема смерти, гибели — может быть, как предчувствие собственного ухода с земли. В 1841 году, незадолго до трагической кончины, он написал, возможно, под влиянием казачьей песни, стихотворение «Сон», необычайно сложное по композиции: поэту снится собственная смерть в долине Дагестана от вражеской пули. Но смерть не глухая и не бесчувственная. Убитый видит во сне молодую красавицу, в свою очередь видящую во сне долину Дагестана со «знакомым трупом» убитого. Стихотворение можно было принять за поэтическую шутку, когда бы не его серьезная, сурово-сдержанная интонация, присущая не шутке, а скорее пророчеству, предсказанию.
Но Лермонтов не был бы Лермонтовым, если бы в самых мрачных раздумьях о жизни, в самых горестных ожиданиях и предощущениях будущего не находил каких-то светлых красок.
1841 год отмечен в творчестве поэта появлением принципиально важного для него и для всей русской литературы стихотворения «Родина». Еще Пушкин в «Евгении Онегине» (отрывках из «Путешествия Онегина») писал:
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи —
Да пруд над сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой,
Да щей горшок, да сам большой.
Лермонтов подхватил и продолжил это стремление к познанию и отображению жизни народной Руси. Зерно пало на подготовленную почву. Тема Родины возникла в творчестве Лермонтова еще в «Смерти Поэта», где он выступил против авантюристов-иностранцев, подобных Дантесу, поднявшему руку на честь и славу России. Эта тема была продолжена и развита в знаменитом «Бородине», в котором, в противоположность писаниям придворных летописцев, воспет истинный победитель в войне 1812 года — русский солдат. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» сказалась нежная любовь поэта к родной земле, к ее бескрайним нивам и «сладостной тени» садов, к ее вечерним зорям и рассветам, к ее душистым цветам и студеным источникам — ко всему, что навевает «таинственную сагу про мирный край».
В стихотворении «Родина», отвергая казенный патриотизм, фальшивые речи о русском народе, будто бы полном «гордого доверия» к своим правителям, Лермонтов с умилением и уважением пишет о русском крестьянине, видимо живущем нелегкой жизнью (лучины в избах, крытые соломой жилища — накануне, как показал И. Андроников, в России был голод и солому с крыш скормили скоту). Поэт испытывает радостное чувство, видя плоды народного труда, заботы крестьянина не только о хлебе насущном, но и об украшении своего быта («с резными ставнями окно»). С мягкой улыбкой говорит он о народных праздниках, о лихой пляске «с топаньем и свистом / Под говор пьяных мужичков» (вспомним пушкинское: «Теперь мила мне балалайка, / Да пьяный топот трепака...»). Продолжая мотивы стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», Лермонтов пишет о своем восхищении безбрежными лесами Родины, холодным молчанием ее полей, бескрайними разливами рек.
Справедливо отмечал Н.А. Добролюбов, что поэт понимает любовь к Родине «истинно, свято и разумно». Эта любовь проявляется не только в стихотворении «Родина» — она определяет тематику, проблематику, тональность всего творчества Лермонтова. [/sms]
28 ноя 2007, 08:43
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.