Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение: Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение: Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Русское общество узнало имя Михаила Юрьевича Лер­монтова в дни прощания с Пушкиным, предательски убитым на дуэли. Гневное стихотворение Лермонтова «Смерть По­эта», словно раскаты грома, прозвучало над Петербургом, и отзвуки его прокатились над всей страной. Император уви­дел в Лермонтове прямого преемника декабристов и преем­ника Пушкина. Он приказал немедленно выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию, с це­лью «успокоения» мятежного поэта, а возможно, желая ги­бели в одной из случайных стычек с горцами.

Лермонтов много дней провел в странствованиях по Кав­казу. Он объехал всю линию боевых действий русской ар­мии, участвовал в сражениях, побывал в аулах, станицах, в разных городах, познакомился с декабристами, отбывавши­ми на юге ссылку. И естественно, Кавказ оказал могучее влияние на творчество Лермонтова, вдохновил поэта на соз­дание романа «Герой нашего времени» и других замечатель­ных произведений. Ведь именно на Кавказе Лермонтов зна­комится с людьми, которые в дальнейшем станут прототипа­ми его романа; именно там будут услышаны истории, произойдут события, которые будут положены в основу худо­жественного произведения. Но не стоит забывать о том, что поэтическая мысль преобразует реальность, смоделирует ее заново.

Пять повестей Лермонтова, объединенных общим назва­нием «Герой нашего времени», составили роман в двух час­тях. Естественно, что не только название послужило поводом к объединению повестей. Главный герой, Григорий Алексан­дрович Печорин, который является участником, свидетелем и наблюдателем всех описанных событий, организует собой, даже ограничивает повествовательный ряд произведения.
[sms]
Главы этого романа — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: Печорин отправля­ется на Кавказ к месту назначения и на пути останавливает­ся в Тамани («Тамань»); получая ранение в военной экспеди­ции, Печорин едет на воды («Княжна Мери»); за участие в дуэли Печорина отправляют на линию боевых действий («Бэла»); Печорин отлучается из крепости в казачью станицу («Фаталист»); уже вышедший в отставку Печорин по до­роге в Персию встречается с Максимом Максимычем («Мак­сим Максимыч»); на обратном пути из Персии Печорин умирает. От хронологической последовательности автор от­казался.

Подобное явление в истории русской литературы единич­но. Зачем автору понадобилось «перетасовывать» повести, объясняется ли это нарушением традиций, а значит, упря­мым бунтарством, новаторством, «своим словом» в литерату­ре или скромным гением? Придает ли это произведению ком­позиционную целостность или, наоборот, разрушает ее?

Композиция художественного произведения предполага­ет взаимосоотнесенность его частей, а следовательно, их рас­положение и организованность внутри текстовой формы. По­добная организация материала всегда смыслосодержательна, работает на дополнительные смыслы.

Композиционная сложность романа «Герой нашего вре­мени» неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность, противоречивость его образа обнаруживалась не только в результате исследова­ния внутреннего мира, душевного состояния героя, но и в результате его соотнесения с другими персонажами (как рас­крывается герой и что он старается скрыть от чужих глаз). Подобное композиционное решение позволяет читателю глубже и всестороннее раскрыть образ героя, проследить ис­торию его внутренней жизни, «историю души человече­ской», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее исто­рии целого народа, особенно когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Композиционное решение как бы постепенно приближает читателя к герою. Кроме этого оно служит посредником меж­ду авторским намерением и читательским восприятием.

Роман построен так, что Печорин и его жизнь последова­тельно предстают перед читателем с трех точек зрения.

Первая повесть, «Бэла», которой открывается роман, имеет особое значение не только за счет своего композицион­ного положения, но и за счет идейной наполненности. Из но­веллы мы узнаем о существовании некоего Печорина из уст штабс-капитана Максима Максимыча, который вспоминает о случае в крепости. Важным оказывается то, что это слово устное, слово-воспоминание, а следовательно, стертое време­нем, притуплённое. В следующей повести, «Максим Макси­мыч», слово о Печорине живое, «вот только написанное», прочувствованное. Таким образом, мы видим последователь­ное приближение к образу главного героя через слово за счет композиционного решения.
 
Эта новелла как бы совмещает в себе основные смысловые положения целого романа, кото­рые по ходу повествования развиваются, доказываются, оп­ровергаются образом Печорина. С другой стороны, ставит во­просы: зачем Печорину понадобилась Бэла; почему, едва до­бившись ее любви, он скучает и томится; что мучило его у постели умирающей Бэлы; почему прозвучал этот ужасаю­щий смех (Максим Максимыч не знает, он только может об этом рассказывать). Вопросы, имеющие отношение к тайне, трагедии личности героя, вопросы, ответы на которые даст сам Печорин (парадокс).

Сюжетная основа повести позволяет увидеть значимость образа Бэлы в романе. Этот образ является, по определению Ю.М. Лотмана, контрастным по отношению к образу Печо­рина: Бэла, как и другие женщины, способна пожертвовать собой ради любви, Печорин же — нет. Увидев юную дочь чер­кесского князя, Печорин влюбляется в нее и подговаривает Азамата выкрасть сестру в обмен на коня удалого Казбича — Карагеза. Сначала девушка плачет и грустит по дому, но по­степенно под влиянием подарков и ласки Печорина тоже влюбляется в него. Несмотря на то что Бэла любит его всей душой, молодой человек быстро устает от нее и начинает ску­чать. Он понимает, «что любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни».
 
Это была последняя попытка Печо­рина реализоваться в любви. Он надеялся, что сможет найти счастье с Бэлой, но не смог. Далее происходит трагедия. Раз­гневанный Казбич подкарауливает девушку на прогулке и из-за поспешности главного героя убивает ее в отместку за коня. Печорин потрясен такой развязкой, и ему больно вспо­минать об этом даже через многие годы при последней встре­че с Максимом Максимовичем. После этого случая Печорин отчаялся найти себя в любви.

Итак, женские образы в романе «Герой нашего времени» кардинально отличаются от главного героя тем, что они жертвуют собой ради любви. Печорин же, при всем своем же­лании любить, не может отдаться этому прекрасному чувст­ву. Любовь к женщине, к какому бы кругу она ни принадле­жала, лишь на краткий миг может увлечь его, и в этом его трагедия.

Повесть «Бэла» намечает исходную точку, которая опре­деляет движение от «окраины» к «центру». Можно посмот­реть на объяснение вопроса об идейном значении повести иначе. Безусловно, основным смысловым центром романа является проблема «истории души человеческой», то есть не-4 кий конфликт. Естественно, он должен разрешаться или тра- гически оставаться неизменным во внутреннем мире челове­ка, быть предметом его мысли, духовных устремлений, наконец, быть проклятием. Для чужих глаз он закрыт. Но автор делает его явным, внутренний конфликт проявляется во внешних действиях человека, в его поступках, реакциях, поведении (похищение Бэлы, смех, скука и томление). И ста­новится очевидным, как трагедия человека, рожденная ок­ружающим миром, запущенная этим миром в человека, воз­вращается в этот мир, ломает и разрушает его (смерть Бэлы).[/sms]
27 ноя 2007, 16:55
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.