Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Душа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Произведение «Герой нашего времени» написано в жанре романа. Согласно информации литературоведческого словаря, жанр романа характеризуется следующими чертами: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие. Именно это «многого- лосие» играет значительную роль' в раскрытии души Печорина.
Так, главы романа расположены не в хронологическом порядке, а по принципу «от внешнего к внутреннему». В первой главе о Печорине рассказывает Максим Максимыч («Бэла»), человек простой, добрый, но ограниченный, который хотя и замечает странность героя, однако не может ее объяснить («А все, чай, французы ввели моду скучать?»).
Далее Печорин дан глазами офицера-писателя, не только подмечающего все «странности» в портрете и поведении героя, но угадывающего скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность, порою злой нрав или «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»).
И наконец, сам Печорин рассказывает о себе в небольших повестях «Тамань» и «Фаталист», а также в своем дневнике «Княжна Мери». В них запечатлена история разочарованной и гибнущей печоринской души со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем журнала, Печорин говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Кроме того, в дневнике приведены отзывы о нем Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера.
[sms]
Сюжет как бы замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости, и в крепости оно заканчивается, следовательно, внимание читателей сосредоточено не на внешней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходному пункту своих нравственных исканий. Благодаря использованию этого приема Лермонтову наиболее полно удалось раскрыть душу Героя Нашего Времени (на что еще указывал в свое время Белинский), а кроме того, показать пороки современного общества «в полном их развитии».
Характер Печорина неизменен, он духовно не растет, но от эпизода к эпизоду мы все глубже погружаемся в психологию героя, тем не менее внутренний облик Печорина неисчерпаем. В этом состоит история печоринской души, ее загадочность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не имеет перспектив развития. Из-за этого Печорин испытывает постоянную скуку и некую апатию к жизни. Несмотря на это, герой всякий раз надеется, что очередное любовное происшествие освежит его чувства и обогатит его ум. Однако не суждено Печорину стать счастливым человеком: так, любовь к Вере и Бэле непродолжительна; влюбленность в Ундину остается без ответа, а княжну Мери герой не любит сам. Печально, но в конце концов власть над женщиной становится для Печорина важнее, чем искренность чувства.
Герой готов рисковать собой ради женщин: опасное для жизни путешествие в «Тамани», дуэль с Грушницким ради защиты чести Мери. Однако единственное, чем герой не может пожертвовать ради чужого счастья, — свобода. По той же причине ой не способен к дружбе. Он непременно должен быть лидером. В отношениях с Вернером были возможны только приятельские отношения, так как они находились на одной социальной ступени. Проявляя холодность по отношению к Максиму Максимычу, Печорин забывает о давних приятельских отношениях.
В то же время мне кажется, что Печорин в душе поэт, он мыслит поэтическими образами: «Нынче в пять утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками... Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка».
Как личность Печорин выше «среды», но ведь именно под влиянием этой «среды» был сформирован характер героя. В своей исповеди он так объясняет Мери становление своего характера:
«Все читали на моем лице признаки дурных свойств — и они родились. Я был скромен — меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был упрям, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом... Я сделался нравственным калекой: одна половина моей души не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил... другая жила к услугам каждого».
В этом монологе не только осуждение светского общества, которое, оскорбляя человека в его самых лучших чувствах и побуждениях, уподобляет его себе, то есть делает завистливым, злобным, злопамятным, лицемерным, но и самоосуждение, боль за погубленную лучшую половину души.
Герой переходного времени, лишенный возможности общественного служения, погружаясь в мир собственной души, анализирует каждый свой шаг, каждый поступок, каждое движение своей души — это необходимо Печорину, чтобы понять себя и определить свое назначение. Но самое ужасное, что этой цели у него нет: к чему он идет и чего он добивается, не понятно. По моему мнению, Печорин стремится стать счастливым, но способы, которыми он пытается достичь этого, весьма странные. Известный литературовед Ю. Томашевский сказал, что «собственное «Я» — это цель, а все окружающие его люди — только средства для удовлетворения желаний этого «Я». Здесь уместно привести цитату из « Евгения Онегина »:
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы...
Но, как мне кажется, Печорин не «глядел в Наполеоны», он не стремился стать выдающимся генералом, он не стремился также использовать всех. Скорее он пытался скрыть свою тонкую, поэтическую натуру под маской холодности и равнодушия. Он был одновременно и бесстрашен (один на ка- бана ходил, его не пугал свист пуль), но, с другой стороны, боялся и дуновения ветерка. Он оставался загадкой для окружающих и остается загадкой по сей день для нас. Я не могу отнести Печорина ни к глуццам, ни к злодеям, и, действительно, этот человек достоин сожаления. В создании этого типа Лермонтов стремился показать портрет всего поколения, следовательно, Печорин не мог быть бесконечно положительным и бесконечно отрицательным...[/sms]
Характер Печорина неизменен, он духовно не растет, но от эпизода к эпизоду мы все глубже погружаемся в психологию героя, тем не менее внутренний облик Печорина неисчерпаем. В этом состоит история печоринской души, ее загадочность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не имеет перспектив развития. Из-за этого Печорин испытывает постоянную скуку и некую апатию к жизни. Несмотря на это, герой всякий раз надеется, что очередное любовное происшествие освежит его чувства и обогатит его ум. Однако не суждено Печорину стать счастливым человеком: так, любовь к Вере и Бэле непродолжительна; влюбленность в Ундину остается без ответа, а княжну Мери герой не любит сам. Печально, но в конце концов власть над женщиной становится для Печорина важнее, чем искренность чувства.
Герой готов рисковать собой ради женщин: опасное для жизни путешествие в «Тамани», дуэль с Грушницким ради защиты чести Мери. Однако единственное, чем герой не может пожертвовать ради чужого счастья, — свобода. По той же причине ой не способен к дружбе. Он непременно должен быть лидером. В отношениях с Вернером были возможны только приятельские отношения, так как они находились на одной социальной ступени. Проявляя холодность по отношению к Максиму Максимычу, Печорин забывает о давних приятельских отношениях.
В то же время мне кажется, что Печорин в душе поэт, он мыслит поэтическими образами: «Нынче в пять утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками... Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка».
Как личность Печорин выше «среды», но ведь именно под влиянием этой «среды» был сформирован характер героя. В своей исповеди он так объясняет Мери становление своего характера:
«Все читали на моем лице признаки дурных свойств — и они родились. Я был скромен — меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был упрям, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом... Я сделался нравственным калекой: одна половина моей души не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил... другая жила к услугам каждого».
В этом монологе не только осуждение светского общества, которое, оскорбляя человека в его самых лучших чувствах и побуждениях, уподобляет его себе, то есть делает завистливым, злобным, злопамятным, лицемерным, но и самоосуждение, боль за погубленную лучшую половину души.
Герой переходного времени, лишенный возможности общественного служения, погружаясь в мир собственной души, анализирует каждый свой шаг, каждый поступок, каждое движение своей души — это необходимо Печорину, чтобы понять себя и определить свое назначение. Но самое ужасное, что этой цели у него нет: к чему он идет и чего он добивается, не понятно. По моему мнению, Печорин стремится стать счастливым, но способы, которыми он пытается достичь этого, весьма странные. Известный литературовед Ю. Томашевский сказал, что «собственное «Я» — это цель, а все окружающие его люди — только средства для удовлетворения желаний этого «Я». Здесь уместно привести цитату из « Евгения Онегина »:
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы...
Но, как мне кажется, Печорин не «глядел в Наполеоны», он не стремился стать выдающимся генералом, он не стремился также использовать всех. Скорее он пытался скрыть свою тонкую, поэтическую натуру под маской холодности и равнодушия. Он был одновременно и бесстрашен (один на ка- бана ходил, его не пугал свист пуль), но, с другой стороны, боялся и дуновения ветерка. Он оставался загадкой для окружающих и остается загадкой по сей день для нас. Я не могу отнести Печорина ни к глуццам, ни к злодеям, и, действительно, этот человек достоин сожаления. В создании этого типа Лермонтов стремился показать портрет всего поколения, следовательно, Печорин не мог быть бесконечно положительным и бесконечно отрицательным...[/sms]
27 ноя 2007, 16:52
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.