Последние новости
10 дек 2016, 19:10
Избранный президент США Дональд Трамп опроверг информацию о том, что он будет работать...
Поиск

» » » » Сочинение: Душа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Сочинение: Душа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение: Душа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839—1840-м годах. Главный герой произведения — Григорий Александ­рович Печорин, фамилия которого имеет явные ассоциатив­ные связи с пушкинским Онегиным. По своему типу герой Лермонтова связан с персонажами психологических романов Карамзина и романа Пушкина «Евгений Онегин». Содержа­ние произведения составляет история души Печорина.

Произведение «Герой нашего времени» написано в жанре романа. Согласно информации литературоведческого слова­ря, жанр романа характеризуется следующими чертами: изображение человека в сложных формах жизненного про­цесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие. Именно это «многого- лосие» играет значительную роль' в раскрытии души Печо­рина.

Так, главы романа расположены не в хронологическом порядке, а по принципу «от внешнего к внутреннему». В пер­вой главе о Печорине рассказывает Максим Максимыч («Бэла»), человек простой, добрый, но ограниченный, кото­рый хотя и замечает странность героя, однако не может ее объяснить («А все, чай, французы ввели моду скучать?»).

Далее Печорин дан глазами офицера-писателя, не только подмечающего все «странности» в портрете и поведении ге­роя, но угадывающего скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность, порою злой нрав или «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, ко­гда он смеялся»).

И наконец, сам Печорин рассказывает о себе в небольших повестях «Тамань» и «Фаталист», а также в своем дневнике «Княжна Мери». В них запечатлена история разочарованной и гибнущей печоринской души со всей беспощадностью само­анализа; будучи одновременно и автором, и героем журнала, Печорин говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Кроме того, в дневнике приведены отзывы о нем Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера.
[sms]
Сюжет как бы замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости, и в крепости оно заканчивается, сле­довательно, внимание читателей сосредоточено не на внеш­ней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходно­му пункту своих нравственных исканий. Благодаря исполь­зованию этого приема Лермонтову наиболее полно удалось раскрыть душу Героя Нашего Времени (на что еще указывал в свое время Белинский), а кроме того, показать пороки со­временного общества «в полном их развитии».

Характер Печорина неизменен, он духовно не растет, но от эпизода к эпизоду мы все глубже погружаемся в психоло­гию героя, тем не менее внутренний облик Печорина неисчерпаем. В этом состоит история печоринской души, ее зага­дочность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не имеет перспектив развития. Из-за этого Печо­рин испытывает постоянную скуку и некую апатию к жизни. Несмотря на это, герой всякий раз надеется, что очередное любовное происшествие освежит его чувства и обогатит его ум. Однако не суждено Печорину стать счастливым челове­ком: так, любовь к Вере и Бэле непродолжительна; влюблен­ность в Ундину остается без ответа, а княжну Мери герой не любит сам. Печально, но в конце концов власть над женщи­ной становится для Печорина важнее, чем искренность чув­ства.

Герой готов рисковать собой ради женщин: опасное для жизни путешествие в «Тамани», дуэль с Грушницким ради защиты чести Мери. Однако единственное, чем герой не мо­жет пожертвовать ради чужого счастья, — свобода. По той же причине ой не способен к дружбе. Он непременно должен быть лидером. В отношениях с Вернером были возможны только приятельские отношения, так как они находились на одной социальной ступени. Проявляя холодность по отноше­нию к Максиму Максимычу, Печорин забывает о давних приятельских отношениях.

В то же время мне кажется, что Печорин в душе поэт, он мыслит поэтическими образами: «Нынче в пять утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, рас­тущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками... Воздух чист и свеж, как поце­луй ребенка».

Как личность Печорин выше «среды», но ведь именно под влиянием этой «среды» был сформирован характер героя. В своей исповеди он так объясняет Мери становление своего характера:

«Все читали на моем лице признаки дурных свойств — и они родились. Я был скромен — меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был уп­рям, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я вы­учился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом... Я сделался нравственным калекой: одна половина моей души не существовала, она высохла, ис­парилась, умерла, я ее отрезал и бросил... другая жила к ус­лугам каждого».

В этом монологе не только осуждение светского общест­ва, которое, оскорбляя человека в его самых лучших чувст­вах и побуждениях, уподобляет его себе, то есть делает зави­стливым, злобным, злопамятным, лицемерным, но и самоосуждение, боль за погубленную лучшую половину души.

Герой переходного времени, лишенный возможности об­щественного служения, погружаясь в мир собственной души, анализирует каждый свой шаг, каждый поступок, ка­ждое движение своей души — это необходимо Печорину, что­бы понять себя и определить свое назначение. Но самое ужас­ное, что этой цели у него нет: к чему он идет и чего он добивается, не понятно. По моему мнению, Печорин стре­мится стать счастливым, но способы, которыми он пытается достичь этого, весьма странные. Известный литературовед Ю. Томашевский сказал, что «собственное «Я» — это цель, а все окружающие его люди — только средства для удовлетво­рения желаний этого «Я». Здесь уместно привести цитату из « Евгения Онегина »:

Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы...


Но, как мне кажется, Печорин не «глядел в Наполеоны», он не стремился стать выдающимся генералом, он не стре­мился также использовать всех. Скорее он пытался скрыть свою тонкую, поэтическую натуру под маской холодности и равнодушия. Он был одновременно и бесстрашен (один на ка- бана ходил, его не пугал свист пуль), но, с другой стороны, боялся и дуновения ветерка. Он оставался загадкой для окру­жающих и остается загадкой по сей день для нас. Я не могу отнести Печорина ни к глуццам, ни к злодеям, и, действи­тельно, этот человек достоин сожаления. В создании этого типа Лермонтов стремился показать портрет всего поколе­ния, следовательно, Печорин не мог быть бесконечно поло­жительным и бесконечно отрицательным...[/sms]
27 ноя 2007, 16:52
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.