Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Образ Максима Максимыча (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Вот, например, Максим Максимыч. Простой, бесхитростный, искренний человек, рассказывая о Печорине, делает его ближе читателю, как бы стараясь уверить, что в этом странном и непонятном существе много пороков, но и много доброго, светлого. Конечно, история с Бэлой представляет Печорина в невыгодном свете. Но Максим Максимыч не находит для него слов осуждения: ведь Бэла была действительно увлечена им, сила чувства Печорина, по крайней мере вначале, не вызывала сомнения, да и сам Максим Максимыч привязался к Бэле.
Единственное, что было непонятно ему, — охлаждение Печорина, его горький смех и кажущееся равнодушие после смерти Бэлы («...я бы на его месте умер с горя»).
Важно и то, что в сопоставлении с Максимом Максимычем наглядно обнаруживается сложность и противоречивость характера Печорина — и его положительные качества, и его пороки. Неудивительно, что противоречия Печорина Максим Максимыч объяснял то странностями его характера, то избалованностью, то ветреностью и светской заносчивостью, то влиянием судьбы: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»
Перед простым, недалеким Максимом Максимычем Лермонтов преклоняется. Он подшучивает слегка над его наивностью, но отдает должное его чистому, «голубиному» сердцу, полному любви и доверия к людям. Максим Максимыч живет несложной жизнью: у него нет двойственности, нет «внутреннего разлада», он не понимает даже поэзии и, сравнительно с Печориным, слишком примитивно смотрит на жизнь. Однако он «душу свою положит за брата своего», — он из той скромной семьи, к которой принадлежат герои вроде Мироновых, Лизы Калитиной. «Максим Максимыч — человек, достойный уважения!» — говорит сам автор.
[sms]
Белинский отмечает, что Лермонтов до такой степени сблизился с образом Максима Максимыча, что овладел не только его миросозерцанием, но даже языком. Как Пушкин проникся своим Белкиным, Гоголь — Рудым Панько и другими рассказчиками своих повестей, так и Лермонтов сумел мыслить и говорить, как Максим Максимыч. В создании этого образа Белинский видит некоторое влияние романов Вальтера Скотта и Купера, в которых можно найти такие же своеобразные и симпатичные характеры.
Армейский штабс-капитан — средний офицерский чин в царской армии. Однако небогатый, без знакомств и связей в столице, не имеющий никаких надежд на дальнейшее служебное продвижение, армейский офицер имеет гораздо меньше общественного престижа, чем находящийся в младших офицерских чинах, переведенный из столицы гвардеец, богач и франт Печорин.
Уже после того как «Герой нашего времени» был напечатан, Лермонтов написал очерк «Кавказец», дорисовывающий портрет Максима Максимыча («кавказец» в данном случае русский офицер, прослуживший долгие годы на Кавка-
зе): «Чуждый утонченностей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую; не зная истории России и европейской политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные главных семейств. Знает, какой князь надежный и какой плут; кто с кем в дружбе и между кем и кем есть кровь».
Максим Максимыч выгодно отличается от Печорина простотой, искренностью, это цельная натура, чуждая рефлексии, сомнений и не любящая вдаваться в размышления. Он принимает жизнь не размышляя и не анализируя, близок к окружающей его жизни, сам составляет ее часть. Ему понятны горцы с их простым и примитивным бытом, любовью и ненавистью, находящими выражение не в словах и размышлениях, а в действиях. В их жизни он не видит ничего странного или непонятного. Он объясняет Печорину обычаи черкесов, переводит песню Бэлы. Выражения типа: «Я попотчевал его (Казбича) чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был моим кунаком» — показывают, что мир черкесов ему понятен.
Более того, характер и поведение соотечественника Печорина ему совершенно непонятно. Печорин в его глазах «странен», «с большими был странностями». Характеристики, которые дает Максим Максимыч Печорину, свидетельствуют не только о наивности и чистоте его души, но и об ограниченности ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина: «Видно, в детстве был маменькой избалован», — говорит он. Рассказчик попытался объяснить штабс-капитану психологию романтического поколения, но последний «не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
— А все, чай, французы ввели моду скучать?
— Нет, англичане.
— А-га, вот что!.. — отвечал он, — да ведь они всегда были отъявленные пьяницы.
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего как пьяница», — замечает рассказчик.
Когда молодежь философствует о фатализме, Максим Максимыч пытается просто объяснить таинственную историю Вулича тем, что «азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем».
В романе он противопоставлен Печорину. У Максима Максимыча, по словам В.Г. Белинского, «чудесная душа», «золотое сердце», он необычайно человечен. Но вместе с тем критик отмечал ограниченность его умственного кругозора, бедность внутреннего мира. Он превосходит Печорина непосредственностью чувства, высокими нравственными качествами. Однако у Печорина есть своя правда — правда критически мыслящего человека. На чьей же стороне автор? Он не становится ни на ту, ни на другую сторону. Для него грустно сознание, что Печорин и Максим Максимыч так и не поняли друг друга, что сознание критически мыслящего дворянского интеллигента отгорожено непроницаемой стеной от народного сознания, что Печорин — типичный «лермонтовский человек» — оказывается чужд всем: и горцам, и контрабандистам, и Максиму Максимычу, что он может только внести смуту, нарушить их мир, и без того уже утративший былую цельность, устойчивость, внутреннюю силу.
Максим Максимыч до глубины души потрясен жестоким равнодушием Печорина при встрече старых друзей после долгой разлуки. Простой, естественный человек Максим Максимыч становится еще одной «жертвой» печоринского эгоизма: «Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими... Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется...»
В названии романа два опорных слова: герой и время. Только в их сочетании проясняется мысль автора. Многие поступки и свойства Печорина раскрыты и объяснены через его столкновения с «простым человеком» Максимом Макси-мычем, с «естественными людьми» — горцами, контрабандистами. Глубина лермонтовского замысла как раз и проявляется в том, что в романе последовательно подвергаются освещению герой и время, человек и эпоха. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что «самораскрытие» героя корректируется взглядом со стороны. Так в душе каждого героя романа сталкиваются добро со злом, время с вечностью.[/sms]
Армейский штабс-капитан — средний офицерский чин в царской армии. Однако небогатый, без знакомств и связей в столице, не имеющий никаких надежд на дальнейшее служебное продвижение, армейский офицер имеет гораздо меньше общественного престижа, чем находящийся в младших офицерских чинах, переведенный из столицы гвардеец, богач и франт Печорин.
Уже после того как «Герой нашего времени» был напечатан, Лермонтов написал очерк «Кавказец», дорисовывающий портрет Максима Максимыча («кавказец» в данном случае русский офицер, прослуживший долгие годы на Кавка-
зе): «Чуждый утонченностей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую; не зная истории России и европейской политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные главных семейств. Знает, какой князь надежный и какой плут; кто с кем в дружбе и между кем и кем есть кровь».
Максим Максимыч выгодно отличается от Печорина простотой, искренностью, это цельная натура, чуждая рефлексии, сомнений и не любящая вдаваться в размышления. Он принимает жизнь не размышляя и не анализируя, близок к окружающей его жизни, сам составляет ее часть. Ему понятны горцы с их простым и примитивным бытом, любовью и ненавистью, находящими выражение не в словах и размышлениях, а в действиях. В их жизни он не видит ничего странного или непонятного. Он объясняет Печорину обычаи черкесов, переводит песню Бэлы. Выражения типа: «Я попотчевал его (Казбича) чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был моим кунаком» — показывают, что мир черкесов ему понятен.
Более того, характер и поведение соотечественника Печорина ему совершенно непонятно. Печорин в его глазах «странен», «с большими был странностями». Характеристики, которые дает Максим Максимыч Печорину, свидетельствуют не только о наивности и чистоте его души, но и об ограниченности ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина: «Видно, в детстве был маменькой избалован», — говорит он. Рассказчик попытался объяснить штабс-капитану психологию романтического поколения, но последний «не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
— А все, чай, французы ввели моду скучать?
— Нет, англичане.
— А-га, вот что!.. — отвечал он, — да ведь они всегда были отъявленные пьяницы.
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего как пьяница», — замечает рассказчик.
Когда молодежь философствует о фатализме, Максим Максимыч пытается просто объяснить таинственную историю Вулича тем, что «азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем».
В романе он противопоставлен Печорину. У Максима Максимыча, по словам В.Г. Белинского, «чудесная душа», «золотое сердце», он необычайно человечен. Но вместе с тем критик отмечал ограниченность его умственного кругозора, бедность внутреннего мира. Он превосходит Печорина непосредственностью чувства, высокими нравственными качествами. Однако у Печорина есть своя правда — правда критически мыслящего человека. На чьей же стороне автор? Он не становится ни на ту, ни на другую сторону. Для него грустно сознание, что Печорин и Максим Максимыч так и не поняли друг друга, что сознание критически мыслящего дворянского интеллигента отгорожено непроницаемой стеной от народного сознания, что Печорин — типичный «лермонтовский человек» — оказывается чужд всем: и горцам, и контрабандистам, и Максиму Максимычу, что он может только внести смуту, нарушить их мир, и без того уже утративший былую цельность, устойчивость, внутреннюю силу.
Максим Максимыч до глубины души потрясен жестоким равнодушием Печорина при встрече старых друзей после долгой разлуки. Простой, естественный человек Максим Максимыч становится еще одной «жертвой» печоринского эгоизма: «Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими... Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется...»
В названии романа два опорных слова: герой и время. Только в их сочетании проясняется мысль автора. Многие поступки и свойства Печорина раскрыты и объяснены через его столкновения с «простым человеком» Максимом Макси-мычем, с «естественными людьми» — горцами, контрабандистами. Глубина лермонтовского замысла как раз и проявляется в том, что в романе последовательно подвергаются освещению герой и время, человек и эпоха. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что «самораскрытие» героя корректируется взглядом со стороны. Так в душе каждого героя романа сталкиваются добро со злом, время с вечностью.[/sms]
27 ноя 2007, 16:42
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.