Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)


Сочинение: Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение: Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») М.Ю. Лермонтов писал роман «Герой нашего времени» с 1837-го по 1840 год. Это было «смутное время» для русского общества. Совсем недавно утихли взрывные страсти декабрь­ского восстания 1825 года, произошла смена власти, в стране началась «николаевская эпоха» духовного застоя. Россия жила по инерции. В ней царила атмосфера надзора и страха. Конечно, речь идет не обо всех людях, а о единицах, сумев­ших сохранить, отстоять право мыслить, чувствовать и стра­дать, право сказать свое слово. Жизнь этих людей в подоб­ных социально-исторических условиях, когда произошла подмена ценностей и на первый план вышло обывательское спокойствие, главенствовал мещанский интерес, а дух заме­нила плоть, была трагична. И как ни парадоксально, в этой среде должен был появиться «герой» своего времени. Но из­начально его «геройство» было обречено.

Герой поколения... А.И. Герцен писал: «Разбуженные днем 14-го декабря, мы увидели лишь казни и изгнания. Вы­нужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замы­каясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи про­гресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные яро­сти». Таково было состояние мыслящего человека «никола­евской эпохи»: сомнение, отрицание и ярость, основание которых — отсутствие праведной веры.

Григорий Александрович Печорин, его образ, как приня­то считать, — портрет героя эпохи. В предисловии к роману Лермонтов говорил о типичности своего героя (здесь это сло­во приобретает двойной смысл — герой литературного произ­ведения и «герой времени»): «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». В предисловии же к «Журналу Печорина» автор надеется, что читатели «найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека». Подобные замечания, как мне
кажется, говорят об авторской иронии, право на которую надо заслужить, а дает это право страдание. Ведь «пороки всего нашего поколения» — это нравственные и моральные ценности прошлого, которые в «наше время» считаются пре­ступлением (можно проследить игру автора с понятием «наше время»), в котором «до сей поры обвиняли человека».
[sms]
В чем трагедия Печорина и почему он «герой времени»?

В первой повести — «Бэла» перед нами возникает стран­ный, загадочный характер человека, видимо, необыкновен­ного и эгоистичного. Максим Максимыч не понимает Печо­рина, ждет от него человеческих отношений и очень расстраивается, когда ничего не находит в Печорине. Мак­сим Максимыч не в силах прочувствовать его трагедию. Печо­рин считает себя причиной несчастий других (события этой повести происходят после событий, описанных в повестях «Тамань», «Княжна Мери»), Ему надоели удовольствия выс­шего света, надоели общество, науки; любовь светских краса­виц раздражала воображение и самолюбие, а сердце остава­лось пустым. В исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сделался «нравственным калекой». Он неодно­кратно говорит о своей двойственности, о противоречии меж­ду своей сущностью и существованием мира. Доктору Вернеру он признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
 
Главное для «первого человека» Печорина — «быть всегда настороже, ло­вить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать на­мерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотруд­ное здание из хитростей и замыслов». Это говорит о благом деле,- в каком-то смысле Печорин берет на себя обязанности освободителя, спасителя мира. Но существует второй человек Печорин, который ставит под сомнение благость этого дела, и, может быть, в этом смысле он оказывается героем.

Его притягивает неизвестность, он испытывает желание острых ощущений, новых знакомств. В «Тамани» Печорин пытается сблизиться с «мирными» контрабандистами, но они не признают его своим человеком, боятся. Очевидно, для этих людей Печорин не стал героем. Интерес к жизни сменя­ется отчуждением, романтическое ощущение мира как тай­ны — равнодушием к окружающей действительности, болез­ненным восприятием ничтожности окружающих его людей. Этот человек безмерно одинок, несмотря на то что он любим (Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч). Он единственный, кого тревожат вопросы человеческого бытия — о цели и смысле жизни человека, о его назначении, в то время как его назначением является разрушение чужих надежд. К своей жизни он относится равнодушно. В итоге герой при­ходит к выводу о бессмысленности жизни вообще.

Таким человеком предстает Печорин на страницах рома­на, но все-таки многое остается неясным, необъяснимым, и возможно только догадываться. Трагедия этого человека, как мне кажется, заключается не в нем, то есть он страдает не из-за глубинных противоречий человеческой натуры меж­ду добром и злом, Богом и дьяволом (внутренний конфликт). Рождает его страдание конфликт внешний, нарушение миро­вой гармонии, иное соотношение сил добра и зла в мире, за пределами человеческой души, ломающейся под таким напо­ром. И в этой ситуации человек оказывается беспомощным.

Если человек ничтожен, противен себе самому и другим людям, разрушает жизни, то почему он «герой» и какой «по­двиг» он должен совершить? Как уже было сказано, речь, ко­нечно, может идти об иронии автора. Существование героя в такое перевернутое время, когда каждый человек заботится только о себе, немыслимо. Но Лермонтов называет произве­дение «Герой нашего времени», и оказывается, что люди страдают от такого геройства. Герой в «негеройское» вре­мя — порождение этого времени. Такай мысль имеет право быть, но она не полностью объясняет смысл названия.

Печорина по праву можно назвать героем. Но посмотреть надо на иную сторону геройства. Ведь герои исторических событий (реальные), герои литературных произведений (вы­думанные) всегда совершали подвиги в одиночку. Они были одни, и поэтому толпа их возносила или свергала. И Печо­рин — герой в силу своего одиночества, не случайно он чувст­вует его остро, болезненно. А подвиг такого героя, возможно, в его непосредственном существовании. Сама жизнь — по­двиг, о котором долго стараются не помнить.

И этой мысли также будет недостаточно, она обязательно потянет за собой другие. Другие мысли обратят наш взор на иную сторону проблемы. Этот процесс будет длиться беско­нечно, но не с каждым произведением это удастся. «Герой на­шего времени» — гениальный роман, поэтому он многозна­чен.[/sms]
27 ноя 2007, 16:35
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.