Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: М.Ю.Лермонтов "Почему автор называет Печорина «героем времени»?"

Сочинение: М.Ю.Лермонтов "Почему автор называет Печорина «героем времени»?"

Сочинение: М.Ю.Лермонтов "Почему автор называет Печорина «героем времени»?" Уже в предисловии автор говорит о вопросах нравствен­ности как центральных р романе (образ главного героя — «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения»; может ли быть человек так дурен, как Печорин? да и дурен ли он?).

Главный вопрос, который мучит Печорина, вопрос о цели и смысле жизни. («Зачем я жил? Для какой цели я родил­ся?»). Этот вопрос не разрешен в романе, но он поставлен с такой художественной силой, что невольно встает перед каж­дым читателем.

Рассказывая трагическую историю героя, Лермонтов ста­вит вопросы о добре и зле (иногда между этими понятиями в сознании Печорина граница стирается); о пределах индиви­дуальной воли человека (до каких моментов и в каких ситуа­циях воля приносит добро, а когда и в каких условиях стано­вится злом и бедствием); об отношении к женщине; о много­гранности и своеволии любовного чувства (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера); о дружбе (Печорин и Мак­сим Максимыч, Печорин и Вернер); о правде и лжи; о жиз­ненной активности человека (когда она необходима, когда приносит зло людям); о судьбе, предопределении, фатуме (глава * Фаталист»: сомневающийся во всем, герой сомнева­ется и в существовании предопределения, хотя временами готов признать его. Но, принимая или не принимая идею рока, он защищает мысль о необходимости активности: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожи­дает»).

Кроме того, в дневнике Печорина встречаются суждения о гордости, о сострадании, о любви и счастье, о жизни и смер­ти и т. д. Все это определяет то центральное место нравствен­ных проблем, которое они занимают в романе.
[sms]
Разумеется, фигура главного героя, который пропускает через свою душу все эти проблемы, должна была стать поис­тине символической для всего поколения. В центре рома­на — история жизни главного героя — Печорина, но не столько внешние факты его жизни, сколько «история души человеческой», поиски и страдания человека, стремящегося найти смысл жизни и свое место в ней, понять свой характер, определить, что хорошо, что дурно, что нравственно, что без­нравственно.

Такой художественный замысел обусловил композицию романа. Только на нескольких страницах повествование ве­дется от лица автора. Затем в действие вступает рассказчик (Максим Максимыч), оценивающий героя как бы со сторо­ны, наконец, повествование передается самому герою (жур­нал Печорина), и это позволяет сопоставить «внешние» впе­чатления о нем с его сущностью. Особенность характера Печорина — его склонность к самоанализу, к рефлексии, иногда болезненной. Это качество героя и отражается наибо­лее полно в его дневнике (журнале). Из дневника же мы уз­наем об остром чувстве природы, живущем в душе Печорина.

Читая роман, мы видим героя в развитии: что-то сказано о его мятежной юности в Петербурге, много — о его жизни на Кавказе, мельком — о его последних годах и о смерти. Глав­ное внимание автор сосредоточивает на кавказских страни­цах, где полностью раскрывается характер Печорина. Но, стремясь показать необычность характера, «странности» ге­роя, Лермонтов нарушает плавное, хронологическое по­строение сюжета. Если следовать хронологии, нужно бы, на­пример, предисловие к «Журналу Печорина» поместить в конце романа, а главу «Бэла» где-то в середине. Но Лермон­тов стремится раскрыть характер Печорина, идя от внешних впечатлений о герое, от его поступков к его внутреннему миру, и потому как бы переставляет главы, создает «разо­рванную» композицию романа.

Глубиной психологического анализа и богатством, тонко­стью языка отличается «Журнал Печорина», являющийся в этом отношении предшественником психологической прозы Л. Толстого.

При всех вопиющих пороках героя, в романе нет ему рав­ного по силе воли, любви к жизни, самокритичности, жажде деятельности. И если эта деятельность сосредоточивалась на целях незначительных, а иногда ничтожных, в этом не толь­ко вина, но и беда героя, вынужденного, подобного Гулливе­ру, жить среди нравственных лилипутов, в условиях тяже­лых и ненормальных. Эти условия в конечном счете создавались попытками николаевского режима «отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории», по словам николаевского министра просвещения Уварова, при­вить русскому народу пассивность, косность, благочестие и неподвижность. Отсюда — тяжелейшие страдания передо­вых людей эпохи, вынужденных жить под игом деспотизма, выполнять не те обязанности, к которым они стремились или к выполнению которых были способны.

Разумеется, недопустимо отождествлять, например, Гер­цена и таких людей, как Печорин: достаточно вспомнить, ка­кую роль сыграл Герцен в русском общественном движении и в русской литературе. Но эпоха обусловила и некоторые на­строения, и какие-то стороны мироощущения Герцена и тех людей, которые были далеки от общественных движений. В этой связи фигура Печорина, его страдания, его порывы приобретали типическое значение.

Преемственно связанный с Евгением Онегиным, герой Лермонтова испытывает на себе более тяжелый гнет жизнен­ных обстоятельств. Евгений Онегин показан то в Петербурге, то в деревне, то в странствиях по России. У него были друзья. Его занимали какие-то общественные вопросы. С образом ав­тора в роман входила широкая тема России. Печорин (если не говорить о предыстории и эпилоге его жизни) действует на маленькой площадке (Пятигорск, Кисловодск, да еще две во­енные крепости), он выключен из привычных условий и, в сущности, находится в положении ссыльного.

Он одинок, ибо нельзя назвать Грушницкого его другом, а с Вернером они только приятели. Пустота и пошлость дво­рянского общества выступают в условиях провинциального городка, и Печорин, естественно, не может остаться равно­душным к этому обществу.

Мир больших социальных вопросов закрыт для героя, и он вынужден сосредоточиться на своих сильных, часто эгои­стических желаниях, стремлениях, переживаниях, прояв­ляя активность кипучей натуры в приключениях, иногда не­достойных и мелких. Но индивидуализм мстит за себя, разрушая человеческую личность.

Печорин талантливее Онегина, тоньше чувствует красоту природы, его душа более поэтична — но тем сильнее страда­ния, выпавшие на его долю. Тем с большей силой казнит он себя, свой эгоизм, свои пороки, доходя чуть ли не до раздвое­ния личности. Духовный гнет, им испытываемый, усугубля­ется тем, что он офицер царской армии, который в силу своего положения должен являть образцы послушания начальству и служебного рвения. В этих условиях активность Печорина, отвергающего традиционные представления о нравственно­сти, беспрестанно вступающего в конфликты с устоявшимся укладом, выглядит особенно значительной и яркой.

Романы Пушкина и Лермонтова, каждый по-своему, изо­бразили так называемых «лишних» людей дворянского об­щества, «страдающих эгоистов», по слову Белинского, поло­жив начало этой теме в литературе.

Алексей Николаевич Толстой говорил, что в лермонтов­ской прозе — «совершенство мудрого, высокого по стилю и восхитительно благоуханного искусства... Из этой прозы — и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Че­хов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника, зачатого на снежных вершинах Кав­каза». Таким образом, мы имеем дело с нравственно-психо­логическим романом, сочетающим в своей поэтике реалисти­ческие и романтические принципы.

«Что это за пошлость — провинциальная жизнь, — писал А.И. Герцен из вятской ссылки. — Когда Бог сжалится над этой толпой, которая столь же далека от человека, сколько от птицы? Истинно ужасно видеть, как мелочи, вздоры, сплет­ни поглощают всю жизнь и иногда существа, которые при иных обстоятельствах были бы людьми — и быть обязану брать участие во всем этом!»

И все же передовые люди не сдавались перед лицом враж­дебных обстоятельств: они стремились к деятельности, к борьбе, они активно отвергали враждебный строй жизни. Эта небольшая поросль представлена в романе героическим пер­сонажем — Печориным.[/sms]
27 ноя 2007, 16:28
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.