Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Философская лирика А.С. Пушкина


Сочинение: Философская лирика А.С. Пушкина

Сочинение: Философская лирика А.С. ПушкинаВ поэтическом творчестве А.С. Пушкина большое место занимает философская лирика. Автора волнует мир и место в нем человека, философия свободы, любви, самого бытия.

В раннем периоде творчества А.С. Пушкин обращается к теме политической свободы. Примером служит ода «Вольность», написанная сразу после окончания лицея — в 1817 году.

Лирический герой отказывается от «изнеженной лиры», чтобы «воспеть Свободу миру». Автор одушевляет свободу, наделяет ее человеческими чувствами и действиями и при­зывает униженных и оскорбленных рабов восстать против «тиранов мира». Это необходимо: ведь ситуация в обществе далека от справедливой: «неправедная власть» точно «воссе­ла» в обществе, что подчеркивает автор, используя прием олицетворения.

Что же спасет общество от рабства? По мнению лириче-ского героя, страданий не будет, если выше власти царя ока­жется Закон. Автор сравнивает праведный Закон с мечом, скользящим над «равными главами» без выбора. Этот на­стоящий Закон связан с «Вольностью святой». Пушкин не случайно одушевляет всемогущий Закон: он стоит выше пра­вителей. Поэт в образе лирического героя высказывает ради­кальную мысль об ограничении царской власти.

Отсутствие Закона влечет за собой не только страдания народа, но и гибель правителя. Лирический герой обращает­ся к историческому опыту Франции и анализирует гибель Людовика XVI. «Закон молчит», и ничто не может помешать свершению страшных, кровавых событий. В результате стра­дает народ, на который ложится «злодейская порфира» на­полеоновской власти. Так, используя метафору, А.С. Пуш­кин называет ненавистную власть тирана. При описании «самовластительного злодея» поэт использует устрашающие обороты речи. Он ненавидит угнетателя, желает смерти ему и его родным. При обличении злодея автор не боится использо­вать такие метафоры, как «ужас мира, стыд природы». По одной из версий, автор обращается к Наполеону, занявшему место Людовика XVI...
[sms]
Далее Пушкин переносится на русскую почву и рассказы­вает об убийстве Павла I, которого называет «увенчанным злодеем». Автор низко оценивает личностные качества Пав­ла I, но не оправдывает убийц царя. «Янычары», «звери» на­полнены «вином и злобой», их внешний и внутренний обли­ки страшны: «На лицах дерзость, в сердце страх». Такой путь свержения «тирана» не оправдан А.С. Пушкиным, поэт отвергает террор.

По мнению лирического героя, единственно правильным методом установления порядка является соблюдение Закона правителями.

И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Итак, основой философии свободы, по A.G. Пушкину, яв­ляется установление власти, ограниченной Законом и гаран­тирующей политическую гармонию.

К социально-политической теме относится философское стихотворение «Свободы сеятель пустынный...», написанное в 1823 году. Ключом к пониманию стихотворения является эпиграф, взятый из текста Библии: «Изыде сеятель сеяти се­мена своя». Лирический герой, словно сеятель, бросает семе­на веры и свободы в «порабощенные бразды». Но, в отличие от библейской притчи, где некоторые семена падают в благо­датную почву и приносят полезные плоды, с лирическим ге­роем происходит другое. Его работа оказывается напрасной, потому что свобода не востребована народом:

Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.


Мысли поэта оказались невоспринятыми: ни одно зерно не упало в добрую почву. Автор с грустной иронией сравни­вает народ со стадом и призывает его продолжать пастись. По мнению автора, крепостное право — «ярмо», которое будет унаследовано потомками такого народа. А.С. Пушкин раз­очаровывается в возможности достижения политической свободы.

Пессимистическим настроением проникнуто и стихотво­рение «Элегия», написанное в 1830 году. А.С. Пушкин заду­мывается над философией человеческого бытия. Стихотворе­ние состоит из двух частей. Первая часть стихотворения проникнута унынием, тоской, страданием. Используя срав­нение, автор передает внутреннее чувство лирического ге­роя, которое тяжело, как «смутное похмелье». С помощью метафоры «грядущего волнуемое море» автор показывает не­верие в будущее лирического героя.

Во второй части представлено другое восприятие мира ли­рическим героем. Жизнь для него не обуза: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Резко меняется тональность сти­хотворения: лирический герой ищет наслаждений, которые заключаются в радости творить, восхищаться искусством и любить. По мысли поэта, именно это делает жизнь гармонич­ной.

Одной из самых главных составляющих гармонии, по мысли А.С. Пушкина, является любовь. Без нее жизнь нель­зя назвать счастливой. Именно такой философией любви проникнуто стихотворение «Желание славы», написанное поэтом в 1825 году, перед расставанием с возлюбленной — Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой.

Для лирического героя желание славы является противо­естественным. Равнодушие героя к свету и славе автор пере­дает, используя метафору «жужжанье дальнее упреков и по­хвал». Когда есть любовь, жизнь наполнена гармонией, и известность не нужна. Но приходит час разлуки: лирический герой сравнивается с «путником, молнией постигнутым в пустыне». Когда любовь уходит, в лирическом герое просы­пается «желание славы», но только для того, чтобы возлюб­ленная слышала о нем повсеместно и осознала всю тяжесть утраты.

Любовь для Пушкина — «венец всего сущего», центр бы­тия, без которого не может быть гармонии.

Стихотворение «Из Пиндемонти», написанное в 1836 году, посвящено проблеме внутренней свободы творческой личности. Лирический герой больше не ценит политические «громкие права»: ему все равно, «зависеть от царя» или «за­висеть от народа». В этот период творчества для Пушкина оказывается ценна не политическая свобода, а свобода лич­ности: все остальное — «слова, слова, слова», пустая суета. Он дорожит лишь тремя ценностями — свободой «скитаться здесь и там», восторгаться природой, восхищаться произве­дениями «искусств и вдохновенья». Именно эти ценности ле­жат в основе гармоничной жизни: «Вот счастье, вот права...»

Философия творчества раскрывается еще в одном стихо­творении А.С. Пушкина — «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...», написанном в 1836 году. Поэт подводит свое­образный итог жизни. Своим творчеством он создал памятник «нерукотворный», к которому «не зарастет народ­ная тропа». Роль поэта в обществе ставится выше имперской мощи, которая олицетворяется «главою непокорной Алексан­дрийского столпа». В лице лирического героя автор предска­зывает будущее своей «лиры». К его творчеству обратятся:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

Главная заслуга автора — восславление Свободы и пробу­ждение добрых чувств в свой «жестокий век». Автор видит свое признание народом в будущем и призывает не страшить­ся обиды в настоящем.

В философской лирике А.С. Пушкин отразил свое миро­воззрение. В основе жизни поэта лежат не погоня за «гром­кими правами», не «желание славы», а «чувства добрые», свобода, радость творчества, любви, созерцания прекрасно­го. Без этих составляющих не может существовать гармонии в жизни, как и не может проснуться само желание жить.[/sms]
27 ноя 2007, 16:15
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.