Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: В чем состоит своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?


Сочинение: В чем состоит своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?

Сочинение: В чем состоит своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина? Если «Евгений Онегин», по словам В.Г. Белинского, — «энциклопедия русской жизни», то пушкинская лирика — это энциклопедия любви. Поэт показал себя глубоким и чут­ким «знатоком в неведомой науке счастья». Любовная лири­ка занимает особое место в его поэзии. Декабристы, среди ко­торых было так много друзей Пушкина, отрицательно относились к любовной поэзии. Рылеев вовсе не писал любов­ных стихов. Любовная поэзия, считали декабристы, лишь отвлекает молодежь от высоких гражданских чувств, по­этому они призывали Пушкина отказаться от интимной ли­рики.
 
Пушкин смотрел на эту проблему иначе. Для него сво­бода состояла не в героическом отказе от счастья и полном подчинении себя гражданскому долгу, а в полноте душевной жизни. Яркость эмоций, напряжение любви, упоение радо­стью — такие же признаки свободы, как и политические пра­ва, и гражданские свободы. Сегодня справедливо считается, что любовная и политическая лирика для Пушкина не про­тивостоят друг другу, а сливаются в едином идеале яркого и полного бытия. Пушкин создал подлинные шедевры любов­ной лирики, такие, как «Я помню чудное мгновение...», «Для берегов отчизны дальней...» и многие другие.

Для Пушкина муза — женщина, слава — женщина, не го­воря уже о непостоянной фортуне, то есть о судьбе, которой распоряжаются три богини-парки. Даже толпа у него «кры­латой новизны любовница слепая». В одном французском письме поэта появляется изящная, галантная, скрывающая глубокую печаль фраза: «Не стоит верить надежде, она — лишь хорошенькая женщина, которая обращается с нами как со старым мужем».
[sms]
И в серьезных рассуждениях о природе драмы Пушкин вдруг замечает: «У женщин нет характера, у них бывают страсти в молодости; вот почему так легко изображать их». Наблюдение поэта и мужчины, ключ к его любовной лири­ке... Женское сердце он остроумно именует альманахом, а о своих читательницах отзывается весьма сурово: «...Не чисто в них воображенье». Его знание и понимание женской души удивляли современников и неизменно увлекали современ­ниц. Впрочем, дамы ощущали в пушкинском отношении к женщинам некоторое скрытое неуважение: «Его гораздо бо­лее очаровывало в них остроумие, блеск и внешняя красота» (А.П. Керн).

Пушкин видел все понятные несовершенства своих зем­ных, грешных богинь: «Мне стыдно идолов моих». И все же воздвиг в своей лирике нерукотворный храм бессмертной любви к земным женщинам, и здесь немалая доля его собст­венного бессмертия. Но не следует забывать пушкинскую строку из «Послания цензору»: «Парнас не монастырь и не гарем печальный».

В поэтическом мире любовной лирики Пушкина все урав­новешено, гармонично, творчески завершено и тем самым оправдано. Здесь вольно живет свободная душа поэта — на то и лирика. Чувства даны в развитии, все время поверяются разумом, ибо это история бесконечно богатой, сложной, мя­тущейся души, жизнь великого сердца, история любви, вы­раженной в тончайших ее движениях, во всем богатстве зреющих мыслей и переживаний. Лишь великая лирическая поэзия может полно высказать «свободную, кипящую лю­бовь» (слова князя в «Русалке»), сделать ее бессмертной.

По своей литературной образованности и культурным корням, по самому типу личности и скептическому отноше­нию к женщине Пушкин являлся человеком галантного XVIII столетия. Он смело говорит о себе, своем жизненном и любовном опыте, становится героем своей любовной лирики, которую читала вся Россия.

Характерны уже названия ранних его стихотворений — «Наслажденье», «Желание», «Блаженство», «Рассудок и любовь», где пылает «желанья, жизни огнь». Для романти­ков красота и любовь — возвышенные идеалы, которые не на земле обитают, по точному слову меланхолического Жуков­ского, поэт — их вдохновенный певец и мечтательный слу­житель, стремящийся к «очарованному там». А юный Пуш­кин — поэт земной, певец живых страстей и плоти, любви реальной, не мечтательной, понимаемой как радость: «Миг блаженства век лови... Пока живется нам, живи». Главное для него тогда и потом — «бесценной жизни сладость»:

Поэма никогда не стоит
Улыбки сладострастных уст.

Раннее стихотворение «Торжество Вакха» — красочный и бурный праздник жизни, любви, вожделения и наслажде­ния. Юноша-поэт называет себя «красоты беспечным обожа­телем» и «страдальцем чувственной любви», говорит, что чувство это «мучительно жестоко», дарит «сладкие тревоги любви таинственной», «желаний и надежд томительный обман», «измены сладость», «минутные обиды». В скоротеч­ных увлекательных играх любовного чувства Пушкин всегда «обманываться рад», но никогда не верит в «нас возвышаю­щий обман» и всегда понимает, с кем он имеет дело. Потому так различны пушкинские поэтические портреты женщин, но все они проницательны: «Я вижу все и не сержусь». Он знает, хотя и осуждает, «резвый разврат», «любви постыд­ный торг», «пустую красоту порока»: «Любовью шутит сата­на» . Но здесь стоит напомнить слова лицеиста A.M. Горчако­ва о Пушкине: «Он был ветреный, но порочным — нет, никогда». В этой молодой поэзии надо всем царит и все иску­пает «бесстыдное бешенство желаний»: «Будь верен всем, пленяйся и пленяй...»

Современники знали и ценили его как страстного певца земной любви, откровенно рассказывавшего о своих чувст­вах и приключениях. В ходивших по рукам списках пуш­кинских бесцензурных стихотворений неизменно поражала, по словам литератора Полевого, «совершенно новая, небыва­лая до тех пор вольность мыслей в разных отношениях». И в зрелые годы Пушкин свободно говорил в своей поэзии на упоительном языке «страстей безумных и мятежных», с ра­достью попадал в обманчивые сети любви:

В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.


Поэт вписал в альбом знаменитой красавицы Собаньской свой лирический шедевр — стихотворение «Что в имени тебе моем? ». Это достойная плата корыстной красавице за мучи­тельные наслаждения скоротечной любовной страсти.

Стихотворение это развивает батюшковскую тему «памя­ти сердца». В любви память и забвение играют роль первосте­пенную, вокруг них вращаются все мысли, чувства и милые ссоры влюбленных. Пушкину в высшей степени свойствен роковой для любивших его женщин и спасительный для по­эта «донжуанский» дар забвенья — черта характера настоя­щего мужчины. Но он умел вовремя вспомнить («Я думал, сердце позабыло...»). Это важно и для понимания сильных движений лирического чувства поэта.

И в юные годы он мог спокойно сказать: «И вы забыты мной, изменницы младые...» Но вершина здесь, конечно, знаменитое послание к А.П. Керн, начинающееся с бессмерт­ной строки: «Я помню чудное мгновенье...» — и спокойно пе­реходящее затем к потрясшим еще писателя В.В. Розанова своей откровенностью словам:

И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.


Розанов верно сказал: «Это стихотворение к А.П. Керн, повторенное в отношении к тысяче предметов, и образует по­эзию Пушкина, ценное у Пушкина, правду Пушкина... И все так же забывал Пушкин, и на этом забвении основывалась его сила; т. е. сила к новому и столь же правдивому восхище­нию перед совершенно противоположным!» Сопоставим это послание с другим стихотворением, обращенным к умершей в далекой Италии одесской красавице Амалии Ризнич:

Но недоступная черта меж нами есть.
Напрасно чувство возбуждал я:
Из равнодушных уст я слышал смерти весть
И равнодушно ей внимал я.

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеоб­разный поэтический дневник, который передает все основ­ные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помо­гают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина. Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет гра­ниц, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она окол­довывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека.[/sms]
27 ноя 2007, 16:04
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.