Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Сочинение: Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Сочинение: Вольнолюбивая лирика А.С. ПушкинаТема свободы и воли присутствует в творчестве Александ­ра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Под­водя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», поэт написал такие строки:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу...
Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы сво­боды и воли в своей поэзии.

В раннем творчестве поэт понимает свободу как внеш­нюю — свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представля­ет только внутренняя свобода, которая ограничивается нрав­ственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт вос­принимает вольность как философскую категорию.

В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает госу­дарство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Воль­ность», в которой поучает царей и воспевает свободу и воль­ность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит...

[sms]
Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:

Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические при­меры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском Замке.

В конце стихотворения автор преподносит урок правите­лям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления спра­ведливости:

Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.


Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лириче­ский герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!


Более глубокое понимание свободы поэт выражает в сти­хотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопостав­ленных друг другу, то есть Пушкин использует прием анти­тезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Приро­да живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить...


Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой пере­водит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают Закон.
В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой — сомнева­ется, что это возможно:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?


Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворе­нии «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме сво­боды, но осознает ее по-другому. Это произведение перекли­кается со стихотворением шестилетней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории хра­ма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вы­вод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:

...И, в умиленьи вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.


Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 1825 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддер­жать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд...» и «Арион».

В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало да­ром, что «темницы рухнут и свобода... примет радостно у входа...».

Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пяти декабристов. В этом произведении автор в иносказа­тельной форме описывает события, связанные с декабриста­ми. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пуш­кин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихо- творения свидетельствуют, что лирический герой продолжа­ет начатое дело:

...Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.


К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и от­ношения к свободе. Философское осмысление категории сво­боды раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (госу­дарственной службы), от мирской суеты: «Всё это, видите ль, слова, слова, слова».

Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностя­ми. Для Пушкина главное — это внутренняя свобода, кото­рая ограничена нравственным идеалом самого человека:

...Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...


В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приоб­щившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права...»

Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание из­менить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.[/sms]
27 ноя 2007, 15:50
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.