Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: В. Распутин. «Прощание с Матерой»


Сочинение: В. Распутин. «Прощание с Матерой»

Сочинение: В. Распутин. «Прощание с Матерой»В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на не­сколько развилок, есть понятие «матера». Так называют основ­ное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерст­во, матерость. Автор показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством народа.

Матера, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище — все это уйдет под воду навечно. А это — смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл. Всякий поступок стал говорить о человеке и мире как будто по­следнюю правду, потому что «истинный человек, — как пишет Распутин, — высказывается едва ли не только в минуты про­щания и страдания — он это и есть, его и запомните».
[sms]
А в повести не один человек, здесь целая жизнь деревни и ее жителей. Она оборвалась бы неслышно, если бы не памят­ливая и неуступчивая старуха Дарья Пинигина. Такие, как она, в каждом селе объединяют строгих и справедливых, под защи­ту которых «стягиваются слабые и страдательные». Пинигина из «ранешных» людей, которые «совесть сильно различали» и считали, что «жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай. Одну бы только Матеру?!».

Другая жительница деревеньки —: Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!». Символична та весть, которая побудила героев активно дей­ствовать. Ее принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры. Живет он на острове, од­ному богу известно сколько лет. Выйдя к сидящим за самова­ром старухам, он сказал: «Мертвых грабют». Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда добрались старики до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое де­ло, стаскивая спиленные тумбочки, оградни и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Да­рьи и других сельчан кладбище — нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с мате­рью. Ты не человек». Ее поддерживает вся деревня.

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она за­канчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Неуважение к пред­кам есть первый признак безнравственности», — писал еще Пушкин. Об этом твердит старуха Дарья. Об этом, подхватывая ее правду, не устает говорить автор. Всей уходящей деревен­ской жизнью Распутин напоминает нам, что мы — только звено в цепи существования Вселенского мира.[/sms]
27 ноя 2007, 15:01
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.