Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Человек и природа в современной литературе

Сочинение: Человек и природа в современной литературе

Сочинение: Человек и природа в современной литературеЛитература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля — все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количест­во проблем: экономических, нравственных и других, но, по мне­нию многих, среди них самое важное место занимает экологиче­ская проблема. От ее решения зависит наше будущее и буду­щее наших детей.

Катастрофа века — это экологическое состояние окружаю­щей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприя­тий, Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истре­бивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зве­ря. Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знамени­тых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Вик­тор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.
[sms]
Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова «Плаха». Автор позволил себе высказаться по са­мым болевым, злободневным вопросам современности. Это ро­ман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому. В центре произведения конфликт че­ловека и пары волков, потерявших своих детенышей. Роман на­чинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обита­ния животных. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат.

И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же ни­зость человеческой души. Никого не волнует уникальность озе­ра и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков — горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары: ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека.

Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще нетронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет ве­ликодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не толь­ко противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лише­ны люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстрелива­ют в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, со­вершается преступление против природы. В романе «Плаха» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существую­щие различия.

Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколе­ний будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях. Ли­тература учит, что жестокость к животным и к природе обо­рачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Нико-нова «На волков». Она рассказывает о егере, человеке, по про­фессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправи­мый вред.

Испытывая жгучую боль за погибающую природу, совре­менная литература выступает в качестве ее защитника. Боль­шой общественный отклик вызвала повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина ле­беди, которых он поселил на Черном озере, — это символ чис­того, высокого и прекрасного.

В повести Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тя­желее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою послед­нюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоп­лена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказ­но, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал пбтом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняш­няя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может сми­риться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят моги­лы, а это — память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти — у того нет жизни». Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена проща­ния Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Стро­ится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, об­щаясь с природой.

Против варварского уничтожения лесов, животных и приро­ды вообще со страниц печати постоянно звучат призывы писа­телей, которые стремятся пробудить в читателях ответствен­ность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам — это и вопрос об отношении к Родине.

Есть четыре закона экологии, которые сформулировал боль­ше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стбит, природа знает это лучше нас». Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситу­ацию. Все в наших руках![/sms]
27 ноя 2007, 14:55
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.