Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Патриотическая идея в исторических романах В. Пикуля


Сочинение: Патриотическая идея в исторических романах В. Пикуля

Сочинение: Патриотическая идея в исторических романах В. ПикуляВалентин Саввич Пикуль (родился в 1928 году) для широкой публики часто выступает первооткрывателем. Ведь некоторые его романы освещают те страницы истории, которые были изве­стны в основном лишь узким специалистам. Историк академик Б. А. Рыбаков отмечал, что романы сыграли немалую роль в ны­нешнем усилении тяги к истории. Сам же писатель говорил: «Главное для меня — патриотическая идея».

В истории нашей страны много было славных и бесслав­ных войн, немало и дипломатических интриг. Одним из на­пряженных периодов была Семилетняя война в 18 веке. Писатель обращается к этому времени в романе «Пером и шпагой». Сюжет основан на истории одного французского дипломата. Этот образ позволяет писателю показать сплете­ние интересов ведущих европейских стран. Мы видим корыс­толюбие и глупость, а порой и трусость ряда русских санов­ников и наряду с этим подлинных патриотов. Один из них — генерал Салтыков.
[sms]
Автор описывает его как тихого старичка, который «вперед никогда не лез и около престола не отирался». Но именно он оказался истинным победителем прусского короля Фридриха II, героем большой европейской войны. Он был талантливым пол­ководцем, понимавшим солдата. Завистники не простили ему самостоятельности. К сожалению, война не принесла пользы России, хотя славы и уважения ей добавила.

На смену «дщери Петровой» Елизавете пришла немка Ека­терина П. Ее царствование описано в романе «Фаворит». Это был «золотой век» русского дворянства. Главный художествен­ный принцип Пикуля — показывать эпоху через конкретных исторических лиц. Их много в романе. Но центральные обра­зы — Екатерина и Потемкин. Царица предстает перед нами во­левой и умной женщиной, знакомой с видными европейскими философами. Она умеет расположить к себе людей, знает инте­ресы страны и служит ей. Но в то же время это хитрая, порой коварная и жестокая правительница, слишком любвеобильная, чтобы быть бесстрастной.

Противоречива и фигура «светлейшего» князя Потемкина. Он ловкий, хитрый человек и царедворец, часто беспринцип­ный, иногда очень грубый. Но писатель выделяет одну очень важную черту, которая, наверно, и сделала князя заметной личностью в нашей истории. Она роднит его с Волынским в «Слове и деле», Салтыковым, с Горчаковым в «Битве желез­ных канцлеров», нашими полководцами и флотоводцами в «Фа­ворите». Это патриотизм.

Диапазон исторических эпох, описываемых романистом, велик. В 1987 году он завершил цикл романов о русско-япон­ской войне 1904—1905 годов. Эти события уже нашли отраже­ние в советской литературе: в «Порт-Артуре» А. Степанова и «Цусиме» А. Новикова-Прибоя. Но Пикуль рассказывает о войне по-своему. Писатель считает, что история не терпит шаблонов, с которыми у нас подходят к тем или иным событи­ям и личностям. Он напоминает о том, что хотя мы привыкли считать Цусимское сражение поражением царского флота, но забываем о высоком патриотизме моряков, когда матросы и офицеры знали, что погибнут, но честь России для них была дороже жизни!

В последнем романе своей эпопеи «Каторга» Пикуль рас­сказывает о Сахалине. Раскрывается неизвестная страница истории. Когда на остров пришли японцы, ссыльные стали защищать свою страшную, жестокую тюрьму. Психологичес­ки точно определил писатель истоки патриотизма этих пре­ступников. Несмотря на все пороки их характера и воспита­ния, они остаются русскими и сражаются, погибают за свою Родину.

Большое впечатление произвел роман «У последней черты» об авантюристе Гришке Распутине и последних годах царского дома Романовых. Писатель показал нравственное и духовное убожество власть имущих. Люди, у которых в руках была судьба страны, сами оказались игрушкой в руках темного му­жика и мистика Распутина.

Романы Пикуля построены на контрастах, на противопос­тавлении патриотов и предателей; честных, преданных людей и карьеристов, хапуг; смелых и трусов. Перед нами целая гале­рея интересных и значительных, роковых и ничтожных фигур. Но в то же время не всегда оправданно копание писателя в интимных подробностях, выпячивание и смакование их. Возмож­но, это одна из причин того, что некоторые считают романы Пи­куля бульварными.

Но надо ценить то, что Валентин Пикуль открыл для нас многие эпизоды истории, сделал их живыми, заполнил интерес­ными образами, помог многим полюбить историю.

И конечно, надо помнить, что в русской и советской лите­ратуре очень сильны традиции исторической прозы и поэзии. А. С. Пушкин и Ю. М. Лермонтов, М. Загоскин и А. К. Тол­стой, Л. Н. Толстой и Д. Мережковский, С. Есенин и А. Н. Толстой, С. Сергеев-Ценский и А. Борщаговский, Ю. Ты­нянов и В. Ян, — эти и многие другие писатели создали блес­тящие произведения о прошлом нашей страны. Пусть же бу­дет продолжен их труд.[/sms]
27 ноя 2007, 14:15
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.