Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Основные темы и идея лирики А. X Твардовского


Сочинение: Основные темы и идея лирики А. X Твардовского

Сочинение: Основные темы и идея лирики А. X ТвардовскогоПоэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц в истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.

А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов XX века. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую дере­венскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм он назвал «Путь к социализму». В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:

Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть.
[sms]
Итогом этого раннего периода стала поэма «Страна Мура-вия». Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и сво­бодном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье мо­жет быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато. Особенно если учесть, что сам Твардовский — сын деревенского кузнеца, родившийся в смоленском хуторе Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженика Трифона Гордеевича Твардовского, и всю семью нежданно обрушилась беда — они были раскулачены и сосланы на Север. О нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной, по­стигшей многие такие же семьи, можно узнать сегодня из вос­поминаний брата А. Т. Твардовского Ивана, опубликованных не­сколько лет назад.

В стихах же сына «кулака» эти трагические мотивы не на­шли отражения — он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этом пути народ найдет свое счастье. Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной вой­ны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В воен­ные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту под­линность переживаний, без которых невозможно настоящее творчество. Стихи А.
 
Твардовского военных лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (например, стихотворе­ние «Армейский сапожник»), и лирические взволнованные вос­поминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив «Позарастали стежки-дорожки...».

В стихах поэта военных лет звучит и философское осмыс­ление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно навея­но фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парниш­ке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту не­знаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Вели­кой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незна­менитая, но жизнь ему была дана единственная — через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой вой­ны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение нео­братимости потери:

Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий
Как будто это я лежу...

Уже после войны, в 1945—1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне — «Я убит подо Ржевом». Бои под Ржевом были самыми кровопро­литными в истории войны, стали ее самой трагической страни­цей. Все стихотворение — это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый — так судить о живых, так строго требовать от них ответа.

Стихотворение завораживает ритмом анапеста, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаме­нательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходя­щее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского во­инства, традиции христианской. Это обращение «братья».

В годы войны создана А. Твардовским и самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Его герой стал символом русского солдата, его образ — предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин — это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и ав­тобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче намере­ваются поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин — это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повество­вания гиперболичностью (так, в главе «Кто стрелял?» он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости — в главе «Переправа» рассказано о подвиге — Тер­кин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу, — и умелец, мастер на все руки. Написана по­эма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:

Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке.


Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50—60-х го­дов — одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX ве­ка. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А.Ахматовой, Б.Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим художником, чтобы не потеряться на таком фоне. Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится цен­тральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата лите­ратурная жизнь. Журнал «Новый мир», который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как «Новый мир» Твардовского.

Лирический герой его поздней поэзии — это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, напри­мер, в стихотворении «Некогда мне над собой измываться™», где главным спасением человека от беды становится труд, твор­чество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А. Твардовского поздних лет во многих сти­хотворениях, например, в произведении 1959 года «Жить бы мне соловьем-одиночкой...» И все же главная, самая больная для поэта тема — тема исторической памяти, пронизьшающая его лирику 50—60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать од­ной из вершин русской лирики XX века:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались там и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь —
Речь не о том, но все же, все же, все же...


За открытым финалом стихотворения — целый мир челове­ческих переживаний, целая философия, которая могла сформи­роваться у людей, чье поколение вынесло столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную. Но особенно ос­тро переживает поэт те этапы истории, которые перечеркнули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены такие произведения А. Твардовского, как по­эма «По праву памяти», цикл стихов «Памяти матери». В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу целого по­коления. Вековой уклад жизни оказывается разрушенным. Вместо привычного деревенского кладбища — неуютный погост в далеких краях, вместо переезда через реку, символа свадь­бы, — «иные перевозы», когда людей с «земли родного края вдаль спровадила пора».

В поэме, написанной в 1966—1969 годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как «младенец вражеских кровей», «кулацкий сынок». Эти раз­мышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением:

Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу...

Поэзия А. Твардовского — это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и пони­мания.[/sms]
27 ноя 2007, 13:19
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.