Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Раскол казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Сочинение: Раскол казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Сочинение: Раскол казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон»Война для народов — это всегда горе, слезы и кровь, это вдовы 'л несчастные дети, это разоренные дома. Особенно тяжелы стра­ницы истории, которые рассказывают о братоубийственных вой­нах — войнах гражданских. События гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда «года мину­ли, страсти улеглись», начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читате­лям мысль о том, что гражданская война — трагедия нации.

Шолоховский роман «Тихий дон» (1925—1940) по тональнос­ти существенно отличается от «Донских рассказов», созданных автором «по горячим следам» событий гражданской войны. Взвешеннее здесь оценки, мудрее автор, объективнее повество­вание. Шолохов не случайно начинает роман с показа мирной жизни на Дону, задолго до трагических событий — войны и ре­волюции. Он как бы стремится поделиться с нами всеми по­дробностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Ве-шенской, где люди не ощетинились еще в смертельной схватке, не превратились в злобных врагов.
[sms]
Мирно живут и трудятся «крепкие хозяйства» Пантелея Прокофьевича Мелехова и его будущего свата Мирона Коршунова, мучается рядом со Степаном Астаховым Аксинья, растет и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гриша-ка. Их радости, быт, труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая, молотьба), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о веч­ности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравст­венных основ и истин («не пакости соседу, на тяжелую работу наваливайся миром»).

И вот с началом войны 1914 года «всколыхнулся, взволно­вался православный Тихий Дон». Всего четыре года оставалось до начала трагических событий гражданской войны. Дон еще не «раскололся», но одногодки Григория Мелехова поставлены уже под ружье и учатся убивать. Пройдет совсем немного вре­мени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообще­ства и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что со­вершают благие дела. Подтелков и Мелехов, Кошевой и Кор­шунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, кре­стных, пока не начинают захлебываться своей же кровью.

Гибнут и мучаются люди на Дону, разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. И прежде всего это отражается на тех, кто не воюет и не рвется к власти, кто в эти трудные годы мужественно противо­стоит ударам судьбы и стремится сохранить домашний очаг, детей как непреходящую, общечеловеческую ценность. Гибнет в «отступе» Пантелей Прокофьевич Мелехов, «расказачивают» Мирона Григорьевича Коршунова.

Один на один с жестокой судьбой ведет поединок Наталья. Григорий не лукавит перед женой, честно признается: «Трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли». Наталья не прощает мужу измен, думает о детях, о семье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое. Поэтому последняя мысль Натальи была о детях («Придет отец — поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас»).

Поэтому и Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется по­видаться с Григорием, единственным оставшимся в живых про­должателем рода Мелеховых. Ильинична же, по своей извеч­ной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. После возвращения Мишки Кошевого, убийцы ее сына и жениха ее дочери, она встречает его словами: «Душегуб ты! Душегуб! Ступай отсюда, зрить на тебя не могу!» Но время идет, и вдруг непрошеная жа­лость к этому ненавистному ей человеку — та щемящая мате­ринская жалость, которая покоряет и сильных женщин, — про­снулась в сердце Ильиничны. Эту же линию общечеловеческих чувств и ценностей продолжает Дуняшка, спасающая Григория и берущая на себя заботу о его детях.

Что бы ни переживали герои романа Шолохова «Тихий Дон», на чьей стороне и с какими лозунгами они бы ни выступа­ли, симпатии автора с теми, кто и в огне братоубийственной войны стремился сохранить общечеловеческие ценности и ду­мал о будущем народа и страны.[/sms]
27 ноя 2007, 09:58
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.