Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: «Великий перелом» и его изображение в романе М. А, Шолохова «Поднятая целина»


Сочинение: «Великий перелом» и его изображение в романе М. А, Шолохова «Поднятая целина»

Сочинение: «Великий перелом» и его изображение в романе М. А, Шолохова «Поднятая целина»Один из решающих рубежей в истории нашей Родины, так называемое социалистическое преобразование деревни, начало 30-х годов нашло отражение в романе М. А. Шолохова «Подня­тая целина». Судьбу коллективизации решал середняк. Взба­ламученные пропагандой, бедняки охотно шли в колхоз, видя в нем свое спасение. Середняки колебались, за них боролись коммунисты и сельский актив. Путь трудового крестьянина к новой жизни был путем ожесточенной классовой борьбы, от­крытого насилия, ломкой судеб, жизней, традиционного быта. Беднейшее крестьянство в основном поддерживало политику Советской власти, а в душе середняка происходила внутренняя борьба: стремление к новой жизни боролось с чувством собст­венности.

Именно эта внутренняя борьба, «великий перелом» в со­знании и образе мышления середняка, отображается в одном из персонажей — Кондрате Майданникове. Характер Майдан-никова показан не только в схватке с противниками колхозно­го строя, но и в той внутренней борьбе, которую ведет он с «подлюкой жалостью к своему добру». Портрет героя созда­ют немногочисленные детали: Кондрат, «невысокий, в сером зипуне, казак», на голове у него «выцветшая буденовка». Со­бираясь выступить на общехуторском собрании, «Майданни-ков достал засаленную записную книжонку, торопливо стал искать исчерченные каракулями странички». Говорит он о беспросветной жизни середняка, «тоскуя глазами». Майдан-ников мучительно ищет путь спасения середняка от нищеты и приходит к выводу, что это путь в колхоз. Кондрат понима­ет, что «рабская» привязанность к собственности мешает та­ким же, как он, идти по пути новой колхозной жизни. Как «мое», нажитое кровью и потом, будет там, в колхозе, «об­щим»? Сознание Майданникова приходит в противоречие с его привычками, чувствами.
[sms]
Наблюдая за переживаниями Кондрата, мы можем предста­вить, чтб происходило в душах крестьян в годы коллективиза­ции. Майданников ведет свой скот в колхоз, он справился со своей задачей, но конфликт не кончился. Кондрат погнал ско­тину к речке. «Напоил. Быки повернули было домой, но Кон­драт с затаенной на сердце злобой, наезжая конем, преградил им дорогу, направил к сельсовету.» Мысли Майданникова, как льдины во время ледохода, наплывают друг на друга, вертятся вокруг одного: «Как будет в колхозе? Всякий ли почувствует, поймет так, как понял он, что путь туда единственный, что это неотвратимо? Что как ни жалко вести и кинуть на общие руки худобу, выросшую вместе с детьми на земляном полу хаты, а надо вести. И подлюку жалость эту к своему добру надо да­вить, не давать ей ходу к сердцу».

Всего один месяц прошел с тех пор, как Кондрат записался в колхоз, а какие значительные изменения произошли в его жизни и сознании! Он охотно участвовал в раскулачивании, до­бросовестно относится к своей работе. С судьбой колхоза те­перь накрепко связана судьба Майданникова, дела колхозные постепенно становятся и его личными делами, а вот по ночам по-прежнему плохо ему спится, жалость к своему добру еще не умерла в душе Кондрата. Правда, раньше Майданников думал только о себе, о своей семье, а теперь раздумывает о судьбе уг­нетенных всего мира.

Шолохов показывает, как меняется сознание человека, как вчерашний середняк становится колхозником, как начинает со­знавать он личную ответственность за судьбу своей великой Родины, первой в мире с огромными трудностями прокладыва­ющей человечеству путь к казавшемуся тогда совсем недале­ким светлому будущему — коммунизму.

Борьба за новую жизнь требуют от Майданникова напряже­ния всех духовных сил. Самое трудное для него — преодолеть привычки собственника, победить любовь к своему, с таким тру­дом нажитому добру. Днем, когда Кондрат занят в колхозе, он забывается в работе. Дома же, особенно по ночам, не дает ему спать «проклятая жаль». Мучительные ночные думы в самый трудный, поворотный момент жизни невольно переносят его в прошлое, заставляют вспомнить весь его жизненный путь. Мы видим, что так же, как единоличное хозяйствование воспитало в нем собственника, рождало привычки, от которых «холодит сердце тоской и скукой», так и коллективный труд заставляет Кондрата думать о делах колхозных, волноваться за них. «Ох трудно! И зачем зараз птицу сводить?» Думая о собственной нужде, Кондрат думает о нужде, какую терпит строящая пяти­летку страна, и сжимает под дерюжкой кулаки, с ненавистью мысленно говорит тем рабочим Запада, которые не за коммуни­стов: «Продали вы нас за хорошее жалованье от своих хозяев! Променяли вы нас, братушки, на сытую жизнь! Али вы не види­те через границу, как нам тяжко подымать хозяйство?»

Так совершенно естественно проходит перед нами вся жизнь Майданникова, изображается поворот его сознания; по­казывается, как вырывается Кондрат из мира своей прошлой жизни и растворяется своим сознанием в новом и непривычном ему коллективном укладе жизни. На производственном сове­щании Майданников с недоверием относится к хозяйственной деятельности Островного, интересуется нормами выработки, учета и оплаты. Добросовестно работая, он требует того же и от других колхозников. «Пусть всякий получает столько, сколько зарабатывает» — так ставит вопрос Кондрат.

Важно отметить, что Майданников тянется к знанию, стре­мится понять и практически использовать все новое в агроно­мии. Когда Яков Лукич рассказывал, как надо «сеять по науке», Кондрат слушал его «жадно, с открытым ртом, задавая вопро­сы, вникая во все подробности». Ко времени «бабьего бунта» Кондрат уже настолько зарекомендовал себя в колхозе, что именно ему доверил Давыдов ключи от амбаров и послал за по­мощью в бригаду. Майданников не только хорошо работает, но и стремится подтянуть отстающих, борется с лодырями, ор­ганизует наиболее рентабельно труд бригады, чего не смог сде­лать сам бригадир. Правильной расстановкой рабочей силы, ор­ганизацией учета выработки каждого колхозника Кондрат практически разрешает вопрос, им же поставленный на произ­водственном совещании перед началом посевной. На пахоте Кондрат разоблачает «кулацкого агента» Атамангукова, пытаю­щегося деморализовать бригаду и своей недобросовестной рабо­той вредящего колхозу. Майданников дорожит авторитетом ру­ководителя колхоза.

Автор показывает, как формировалось новое отношение к труду, складывался характер «коллективного» человека. Кон­драт, по словам Давыдова, «самый фактический ударник». Труд Майданникова — творческий, поэтому и работает он с увлече­нием, осознавая себя и подобных себе тружеников «заглавной фигурой в Советском государстве». Кондрат готов «воевать за Советскую власть», готов в колхозе работать «на совесть», но от предложения Нагульнова вступить в Коммунистическую пар­тию отказывается. «Раз я ищо не отрешился от собственности, значит, мне и в партии не дозволяет совесть быть», — с дро­жью в голосе говорит он Макару. Это признание Кондрата с особой силой подчеркивает его правдивость, душевную чисто­ту и лишний раз убеждает в том, что Майданников победит в себе остатки собственнического чувства, вступит в партию и будет подлинным коммунистом.

Самоотверженно работая в колхозе, он окончательно изле­чивается от «приверженности к собственным быкам» и вступа­ет в партию. Не кто иной, как Кондрат Майданников, сменяет сраженного вражеской пулей Давыдова на посту председателя гремяченского колхоза. Здесь в колхозе, в коллективном труде Кондрат становится новым человеком. «Великий перелом» свершился.[/sms]
27 ноя 2007, 09:32
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.