Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Поэт и новая действительность в творчестве С. Есенина


Сочинение: Поэт и новая действительность в творчестве С. Есенина

Сочинение: Поэт и новая действительность в творчестве С. ЕсенинаПоэту для жизни и творчества определено судьбой некое время, эпоха. Иногда они текут плавно, без разрывов и катаст­роф, в одном темпе и ритме от начала и до конца. Жизнь же Сергея Есенина, как и многих его современников, четко делится на периоды «до» и «после». Взгляд, возможно, очень варвар­ский, но верный, — перефразируя И. Бродского. Есенин жил в двух разных мирах, и его отношение к ним складывалось по-разному. И находило свое отражение непосредственно в его творчестве.

«Преображение» — так называется первый послереволю­ционный сборник поэта. Название глубоко символично: преоб­ражается не только сам автор, но и мир вокруг него. Первое стихотворение книги «Инония» повествует о радости нового пришествия Спаса. С ним грядут новые перемены в судьбах земли. Есенин видит себя пророком и дерзко адресует свое творение библейскому Иеремии. Он полемизирует с христиан­скими канонами:
[sms]
Я иное узрел пришествие —
Где не пляшет над правдой смерть.


Новая вера должна прийти без «креста и мук», все должно быть по-иному, не так, как раньше: потому и называется страна будущего Инонией. Это своего рода поэтическая утопия — «с крестьянским уклоном». Рай есенинской мечты — рай впол­не сельский, с нивами и полями, с синими реками и золотом хлебов. И даже Америка, «отколотая половина земли», будет преображена этим всепобеждающим нашествием. Другие стихотворения сборника также полны веры в грядущие перемены, несущие миру освобождение и процветание.

И вот, казалось бы, мечты поэта начинают сбываться. В судьбе страны — коренной переворот. Тут, возможно, следо­вало бы ожидать восторженной реакции со стороны Сергея Есе­нина, однако все гораздо сложнее и мучительней для него. Вме­сто ожидаемого «мужицкого рая» глазам автора предстает страна, раздираемая гражданской войной и опустошаемая раз­рухой — невыносимое зрелище для «поэта мирного», певца-почти идиллической сельской жизни:

О, кого же, кого же петь
В этом бешеном зареве трупов?


Что видит герой? По полям скачет стужа, солнце мерзнет, небо изглодано тучами, царит «злой октябрь», который сгло­жет рощи, — так Есенин передает атмосферу эпохи. Социаль­ному конфликту у него придан универсальный характер: рас­падается связь человека и природы — «человек съел дитя волчицы». Сам же герой отказывается присоединиться ко все­общему безумию:

Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень.

Война, насилие — это кощунство над природой, над землей, это сумасшествие, и если люди обезумели, то поэт хочет ос­таться со зверями. Герой горько сожалеет о том, что некогда воспевал приход революции:

Видно, в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье.


Он видит, что приходит конец всему, чем он так дорожил в своей жизни, всему, что он с чувством глубокой привязаннос­ти описывал в своих стихах: милому сельскому краю, мирному труду, старинному жизненному укладу. Уже трубит «погибель­ный рог» по родной земле — и, как знать, может быть и по са­мому поэту. На место тонконогого красногривого жеребенка приходит железный конь, вслед которому герой шлет свое про­клятие: «Черт бы взял тебя, скверный гость!» В железной схватке с городом деревня обречена. Есенин ощущает себя «по­следним поэтом деревни» не потому, что предполагает, что у не­го не будет преемников, а потому, что не надеется на выжива­ние самого села. Душа героя преисполнена боли и отчаяния. Он не находит себе места в новом мире и, как некогда другие пода­вались в монастырь или на большую дорогу, пытается забыться в «хулиганстве». Он «похабничает и скандалит», потому что так ему хорошо вспоминать «заросший пруд и хриплый звон оль­хи». Хулиганство для него — это и акт отчаяния, и попытка к бегству, и стремление забыться во хмельном разгуле. Герой нарочно провоцирует обывателей, принимая их брань с каким-то противоестественным удовлетворением; однако в душе он ос­тается прежним деревенским озорником, живущим в мире если не с людьми, то с братьями нашими меньшими:

Не обижу ни козы, ни зайца. Но проходит время, и поэт вновь обретает свой звонкий го­лос: ведь до того «душа спросонок хрипло пела, не понимая пра­здник наш». Его новый сборник называется «Весну люблю», и это название говорит о многом. Весна — пора возрождения всего живого, пора цветения и любви. И эта любовь вновь откры­вается для героя, а вместе с ней — «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Автор ставит перед собой задачу:

...постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь.


На пути познания того, что случилось в родной- стране, по­эта ждет множество открытий. Изменился бедный и непри­глядный деревенский быт, сняты кресты с колоколен, на селе читают «Капитал» и агитки «Бедного Демьяна». Деревенской молодежи уж не село, «а вся земля» стала родиной. И вслед за другими герой ощущает в себе желание быть не только певцом, но и гражданином. Он всерьез начинает думать —

Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Черных нефть-фонтанов.


Фонари на улицах города кажутся ему прекраснее южных звезд. Настало время для того, чтобы обустроить землю. Поэт счастлив жить в такое время. В стихотворении «Письмо к жен­щине» герой раскрывает сложную эволюцию своего восприятия новой действительности: некогда он не мог понять в «разворо­ченном бурей быте», куда «несет нас рок событий». Теперь же все иначе: прошло время, и поэт осознал сущность происходя­щего и принял его. В цикле стихов «Цветы» Есенин образно по­вествует о событиях революции. Люди — цветы, гибнущие под сталью октября, но поэту не жаль того, что произошло, потому что впереди — новая светлая жизнь.

Однако не все ладится в отношениях героя и новой действи­тельности. Это у Маяковского — «Хорошо!», и герой востор­женно восклицает: «Моя милиция меня бережет». У Есенина же по-другому:

Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить не в сноровке...


Для своей страны он остается «сводным сыном»:

Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.


В душе поэта борются противоречивые чувства: он всеми силами старается принять «Русь советскую», но, с другой сто­роны, ему больно и обидно от того, что его жизнь оказалась не­востребованной действительностью.

Однако Есенин не встает на путь обиды и гнева. Судьбу сво­ей страны он завещает молодым, не обремененным грузом оши­бок и грехов прошлого:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.


Он благословляет новую жизнь, юность, счастье других: «Каждый труд благослови, удача!»

А что остается на долю самого поэта? «Один пойду к неведо­мым пределам», — пишет он о своей судьбе. Так получилось, как знать, случайностью ли было это, или же горьким предчув­ствием, что Есенин действительно ушел — ушел из жизни «в мир иной». На его трагическую гибель остро отреагировал Маяковский, его поэтический собрат и идейный соперник. При­чину смерти Есенина он видит в невозможности для него при­нять новую жизнь во всей ее сложности. «Смычки» с жизнью действительно очень мало, а отсюда — «много водки и вина». Далее Маяковский утверждает, что подобная смерть не выход, но проявление слабости: в этой жизни умереть не сложно, «сде­лать жизнь — значительно трудней».

Поэт устал бороться с действительностью и с собой и ушел. Кто осудит или же оправдает его? Разве что — другой поэт.[/sms]
26 ноя 2007, 16:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.