Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Оружие любимейшего рода. Сатира в произведениях Маяковского

Сочинение: Оружие любимейшего рода. Сатира в произведениях Маяковского

 Сочинение: Оружие любимейшего рода. Сатира в произведениях МаяковскогоСатира как жанр возникла очень давно. Она была известна еще во времена древних греков. Уже тогда обличала пороки и недостатки общества, будь то суды, политические партии, на­ука, литература. В основе древнегреческой комедии лежал са­тирический способ отражения жизни. Ее герои не были инди­видуализированы, не отличались психологизмом. Они предста­вали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда определенный порок или недостаток гиперболизи­ровался, становился доминирующим. В этом плане сатиричес­кое творчество Маяковского очень похоже на произведения древних греческих авторов.

Его герои также не индивидуализированы. Сатиру Мая­ковского можно разделить на два периода: дореволюционный и послереволюционный. К первому можно отнести стихотво­рения «Надоело» и «Нате». В стихотворениях Маяковский использует большое количество художественных приемов, метафор:
[sms]
...Страх орет из сердца
Мечется по лицу, безнадежен и скучен...

...Сердце в исступлении, рвет и мечет...
...Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир...

...Два аршина безлицего розоватого теста: хоть бы метка была в уголочке вышита.
...а я вам открыл столько стихов шкатулок, Я — бесценных слов мот и транжир...

...Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев
покрою умную морду трамвая... „.Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь...

...Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая...

Лирический герой не видит выхода из сложившегося поло­жения, кроме как «поцеловать умную морду трамвая», либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого общества. В этих стихотворениях Маяковский не выделяет из толпы от­дельных личностей, она для него остается единой массой. Но вот приходит революция, и все меняется. Меняется и сати­ра поэта. Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов, обывателей, мещан, просто людей, не соответствующих идеа­лам нового времени.

В стихотворении «Прозаседавшиеся» он обличает неспособ­ность уже советских чиновников заниматься делом. Маяков­ский показывает день функционера, который целиком занят за­седаниями. Для достижения своей цели — обличения всей бес­смыслицы этой деятельности Маяковский использует в качестве художественного приема так называемую реализа­цию метафоры:

...Оне на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там...

Лирический герой приходит к мысли о том, что хорошо было бы, если: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!». Но мир бюрократов не единст­венный мир, «мешающий установлению власти пролетариа­та». Поэтому Маяковский использует свое «оружие любимей­шего рода» не только против бюрократизма, но и против ме­щанства. В стихотворении «О дряни» он так рисует засилье мещанства:

...Стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
Крепкие, как умывальники,
Живут и поныне
тише воды.

Для обличения мещанства Маяковский использует следую­щие художественные приемы: несовместимость понятий, оли­цетворение:

...И мне с эмблемами платья
Без серпа и молота не покажешься в свете!
...на балу в Реввоенсовете?!
„.Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет...

Мнение об описываемом в стихотворении в большинстве случаев дается в конце; так и здесь, оно выражается словами Маркса:

...Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Но это (мещанство, бюрократия) — все внешний враг. Но ведь и «существуют люди внутри партии, живущие ее сока­ми». В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» Мая­ковский показывает их. Чиновник, который боится всего:

Каждый зав
для труса —
туз. Даже
от его родни опускает глазки трус и уходит
в воротник.

Маяковский показывает, как проходит день у труса:

День-деньской
сплетает тонко узы
самых странных свадеб — увязать бы
льва с ягненком, с кошкой
мышь согласовать бы.

И опять-таки в конце стихотворения Маяковский выдвигает свое мнение:

Товарищ,
чего вы дрожите? В чем,
собственно,
дело?! В аквариум,
что ли,
сажать вас? Революция требует,
чтобы имелась смелость,
смелость,
и еще раз —
с-м-е-л-о-с-т-ь.

Маяковский выводит на сцену комсомольца Петра Кукуш­кина, показывает его чудовищную занятость:

Пообедав, бодрой рысью Петя мчит на культкомиссию
После Петю видели у радиолюбителей Не прошел мимо и Осовиахима...
 
И в результате поэт показывает полнейший хаос, царящий в голове у Пети. Свое стихотворение он заканчивает следующи­ми ироничными строчками:

... — Где ж работать мне поспеть при такой нагрузке?

Объекты сатирического творчества Маяковского очень раз­нообразны. Во-первых, это люди, принадлежащие разным эпо­хам:
дореволюционной и постреволюционной; во-вторых, при­надлежащие разным социальным классам: мещанство и купе­чество в-третьих, просто те, чьи недостатки он высмеивает. Маяковский применяет большое количество художественных приемов: гиперболу, метафору, сравнение, несовместимость по­нятий, особый лексический строй языка и т. д. И все это разно­образие сатирического творчества служит доказательством многогранности и гениальности Маяковского.
[/sms]
26 ноя 2007, 14:51
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.